Виды декорирования керамических изделий

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Виды декорирования керамических изделий

Керамика не только практична, но и способна наполнить дом красотой, добавив элементам интерьера неповторимость и уникальность. Но чтобы изделие приобрело законченный вид, его надо декорировать — и это можно сделать несколькими способами. Изящная роспись или объемные детали, яркий дизайн или пастельные тона — что выбрали бы вы? В статье расскажем про различные виды декорирования керамики, которые активно используют гончары-профессионалы и с удовольствием осваивают начинающие мастера. 

Скульптурный метод декорирования керамических изделий

Для создания рельефного (скульптурного) декора посуду либо сразу изготавливают со всеми нужными деталями, либо дополняют ими позже. Во втором случае детали создаются отдельно и прикрепляются к стенкам изделий. Также на заготовках прорезаются различные линии, ямки и бороздки. Есть несколько видов узоров, которые можно нанести на керамических изделия:

  • Орнамент. Бывает волнистым, гребенчатым, пальцевым и т. д., наносится на еще влажное изделие гребнем, пальцами, острым или закругленным предметом. Выемки обычно заполняют белой глиной, создавая интересные сочетания и переходы от одного оттенка к другому.
  • Сграффито. Для такого способа декорирования керамики достаточно процарапать на поверхности заготовки надписи или фигурки. 
  • Каннелюры. Выглядят как орнамент с более широкими желобками.
  • Налепные узоры. На доске предварительно раскатываются жгуты и детали другой формы, которые выкладываются на поверхность изделия, после того как оно будет подсушено до кожетвердого состояния и смочено водой или жидкой глиной. И уже затем заготовка обжигается.
  • Гравировка. Изделие оставляют на гончарном круге и прочерчивают на нем длинные линии острым краем стека. Важно настроить круг на минимальную скорость, дабы работа не сломалась.
  • Тиснение. На только что слепленных заготовках с помощью предметов разнообразных форм делают причудливые углубления.Например, можно создавать оттиски с растений и их частей (колосьев, папоротников, сухоцветов, листьев). После пропечатки «оригиналы»  не убирают — при обжиге они сгорят. Также иногда используются кружевные салфетки, фактурные ткани, текстурные скалки, штампы, печати, накатки, ракушки, щетки и стеки.
  • Ажур. При этом методе декорирования керамических изделий создание рисунка происходит с помощью сквозной резьбы по материалу под некоторым углом, чтобы вырезы казались больше, чем есть на самом деле.

Живописный метод декорирования

Используется при работе с обожженной и глазурованной керамикой. Живописный метод декорирования керамических изделий является достаточно распространенным и включает в себя ручную роспись подгла­зурными и надглазурными красками, а также механические способы декорирования, о которых мы расскажем ниже.

В более ранних статьях мы уже рассматривали подглазурную и надглазурную роспись керамики. В первом случае декор наносят на основу до покрытия глазурью и обжига, а во втором — на глазурованную поверхность готового изделия. Декоративный эффект в каждом из случаев получается разным.  Для надглазурной росписи также применяют люстровые краски и препараты золота (10–12% раствор соли этого металла в органике, температура обжига до 790°С).

Механические способы декорирования керамики

  • Шелкография. Декорирование производится при помощи шелковых сеток, которые выступают в роли трафаретов. Получившееся изображение имеет красивый рельеф. Если нужен разноцветный рисунок, следует использовать разные нити. Используя шелкографию, создают посуду с эффектом пестрения либо текстурой арабески, мрамора и золочения.
  • Аэрография. Жидкая суспензия керамических красок под высоким давлением наносится на гончарное изделие с помощью аэрографа.
  • Прямая и непрямая печать. Первая осуществляется на поверхности без сложных изгибов с использованием одного или нескольких трафаретов из фольги. Вторая (трансферная) производится иначе: рисунок изначально создается на бумаге или другом материале, а уже потом переносится на изделие. Бывает нескольких видов: тампопечать (изображение находится на силиконе), декалькомания (по принципу переводных картинок), сублимационная (материал покрывается полимерной пленкой, после чего к ней плотно прижимается изображение, выполненное сублимационными чернилами, проникающие в поверхность при нагревании).
  • Травление. Картинка, нарисованная асфальтовым лаком, переводится на керамику, которая затем погружается в кислоту. В результате участки без изображения становятся матовыми, лак удаляется, а изделие покрывается жидким золотом и обжигается. 
  • Роспись с помощью трафарета. Его крепят на изделие, затем кистью наносят краску. Когда трафарет убирается с поверхности, на ней остается рисунок.
  • При помощи деколи. Сначала рисунок печатают на гуммированной бумаге, а уже затем переносят на изделие.
  • Штамп. Печаткой из резины или каучука на поверхность керамики наносят одноцветное изображение с несложным узором. Работа требует точности, чтобы не было видно стыков отдельных частей штампа.
  • Фотокерамика. Роспись керамическими красками осуществляется с помощью фотографических процессов.  

Декорирование глазурями

Различные глазури наносятся на изделия следующими способами:

  • Окунанием. Керамику вручную погружают в бак с глазурной суспензией сметанообразной консистенции. Способ подходит для небольших предметов и при частичном покрытии изделия.
  • Поливкой. Она применяется, когда необходимо покрыть керамику с одной стороны, только снаружи или изнутри (излишки выливаются).
  • Пульверизацией. Подходит для глазурования больших тонкостенных изделий, которые могут поломаться, а также для необожженных, чтобы избежать их размокания.
  • Кистью. Способ удобен при частичном глазуровании и использовании сразу нескольких цветов.

Ангобирование

Этот вид декорирования часто применяется во время работы с майоликой, но актуален и для другой керамики. Изделие полностью или частично покрывается белым или цветным ангобом, который наносят на сырую, сухую или даже обожженную поверхность. Это осуществляют следующими способами: окунанием, поливом, кистью, из рожка или резиновой груши, фляндровкой, мраморением, резерважем, процарапкой, пульверизатором, сграффито, в процессе формовки литьем.  Мастера часто сочетают различные способы декорирования изделий из керамики, за счет чего повышается их прочность и яркость нанесенных изображений. Если вы тоже хотите создавать уникальную посуду и декор, приходите в мастерскую «Крути-Верти» на любой из мастер-классов. В светлой и просторной студии вы сможете своими руками вылепить кружку-зверюшку или тарелку со значимой для вас цитатой, а также за гончарным кругом создать основу для миски вашего питомца и дополнить ее декором. Ждем всех, кто хочет освоить новое хобби или же просто классно провести время!