Каждый гончар стремится придать своей работе индивидуальность, а один из основных способов сделать это — нанесение рисунка. Благодаря ему изделие не только приобретет художественную ценность, но и украсит интерьер комнаты или, например, стол во время обеда. Новичок, совершающий первые шаги в гончарном деле, может задаться вопросом — какой тип нанесения росписи стоит выбрать? Надглазурный или подглазурный? Сегодня мы подробно расскажем о первом из них, а также объясним, чем он хорош для начинающих керамистов.
Особенности надглазурной росписи фарфора, фаянса и другой керамики
Как видно из названия техники, рисунок наносится на изделие, которое ранее уже было покрыто глазурью. Чтобы он хорошо держался и во время обжига не начал отслаиваться, используются специальные краски. В их состав входят:
- красящий пигмент;
- флюс, закрепляющий рисунок при воздействии высоких температур.
Краски для надглазурной росписи хранятся в сухом виде, а перед использованием разводятся жидкой средой (например, скипидарным маслом). Чаще всего они накладываются поверх уже готового слоя глазури после обжига, поэтому получившееся изделие приобретает черты, отличающие его от аналогичного с подглазурной росписью:
- Благодаря составу красок, способу нанесения, а также отсутствию дополнительного покрытия керамике с надглазурной росписью требуется обжиг при относительно невысокой температуре — обычно от 760 до 830°C. Для сравнения, затвердевание подглазурной росписи происходит при температуре около 1300°C.
- Температурный режим при обжиге дает возможность гончарам использовать более широкую цветовую палитру, чем во время работы в подглазурной технике. К стандартным синему, желтому, зеленому, красному добавляется огромное количество оттенков: лимонный, персиковый, морской волны и многие другие. Доступны также различные типы покрытий и эффекты — от матовости до металлического блеска или даже фосфоресцирования.
- В этой технике легче сделать изображение рельефным и придать ему интересную фактуру. Кроме того, в краски можно добавить серебро или золото — при обжиге они не потеряют свой фирменный блеск.
- Надглазурную роспись не нужно сверху покрывать глазурью. Конечно, она вряд ли будет такой же долговечной, как подглазурная, однако все равно хорошо закрепится и порадует своей яркостью.
- Новичкам не стоит бояться ошибок, ведь лишняя или плохо наложенная краска легко удаляется с глазури скипидаром или спиртом. Но даже если ошибка была обнаружена после обжига, ее все равно можно устранить — достаточно закрасить неудачный участок и снова отправить изделие в печь.
Для работы в данной технике требуется примерно тот же набор инструментов, что и при подглазурной росписи. Обычно керамисты используют:
- Кисть. Основной инструмент, с помощью которого и создается рисунок. Она должна иметь мягкий и эластичный волос (например, беличий или куний), который будет быстро возвращаться в исходную форму после нанесения краски. Мастера рекомендуют иметь в запасе несколько кистей разного типа: широкие для закрашивания крупных участков и тонкие для прорисовки мелких деталей.
- Шпатель. Используется, например, для смешивания краски со скипидарным маслом. Такой инструмент можно сделать самому из металла или пластика либо купить в магазине. Опытные мастера рекомендуют вариант из пластика, так как этот материал более эластичен и не вступает в реакцию с красками.
- Палитра. Делается из стекла, так как при работе в технике подглазурной росписи важно, чтобы краски не прилипали к поверхности, на которой находятся до нанесения на изделие.
- Графитовый карандаш. С помощью него можно обозначить контуры будущего рисунка. Чтобы линии получились четкими, грифель окунают в скипидар.
- Гравировальные иглы и резачки. Нужны, чтобы придать изображению рельефность.
Конечно, это не все, что потребуется керамисту для нанесения рисунка. Хорошим дополнением к описанным выше инструментам станут вращающаяся подставка для изделия (турнетка), емкость для скипидара, ветошь, стойка для кистей. При желании без этих вещей можно обойтись, однако их наличие значительно облегчит работу.
Как осуществляется надглазурная роспись?
Приведем общий алгоритм, в рамках которого существуют разные вариации каждого из этапов.
- Подготовка эскиза. Важно определиться с тем, рисунок какого типа вы хотите получить. Например, можно нарисовать на белой кружке или тарелке декоративный орнамент, несложный пейзаж, натюрморт. Если у вас есть определенный опыт в живописи, интересными вариантами станут изображения животных или даже людей. Богатая цветовая палитра позволит наполнить рисунок красками и при желании даже придать объем, где это будет смотреться уместно. Важно учитывать, что рисунок придется нанести на круглую или изогнутую поверхность. В качестве краски для эскиза лучше всего подойдет акварель — ее оттенки близки к тем, которые используются в надглазурной росписи.
- Нанесение контуров рисунка на глазурованную поверхность. Некоторые керамисты пропускают этот этап и сразу начинают работать красками, однако новичкам может быть сложно без заранее обозначенных границ. В таком случае им необходимо выбрать способ создания контуров. Доступны следующие:
- с помощью графитового карандаша — керамист просто повторяет рисунок с эскиза от руки;
- путем перевода через кальку;
- с использованием трафарета из фольги и угольной крошки, которая втирается в поверхность после его приложения.
Перед нанесением контуров рисунка изделие можно покрыть тонким слоем скипидара. Тогда на глазури останутся четкие линии.
- Покраска рисунка. Разведите на стеклянной палитре с помощью скипидарного масла небольшое количество краски нужного цвета. Перемешайте получившуюся смесь шпателем до состояния жидкой сметаны — и принимайтесь за работу. Старайтесь, чтобы наносимый слой краски был равномерным — не слишком толстым, но и не слишком тонким. В первом случае он может отслоиться после обжига, а во втором утратит яркость или вовсе сотрется. При нагреве краски для надглазурной росписи слабо меняют цвет, однако все равно рекомендуется обжечь образцы с ними перед началом работы.
- Обжиг. Специалисты советуют проводить его в муфельной печи, так как в ней легче создать необходимую окислительную среду. Важно, чтобы температура при обжиге не поднималась выше 850°C, но и не опускалась ниже 720°C. В противном случае краски либо выгорят (когда температура излишне высокая), либо потеряют свой блеск. Также нужно учитывать, что для каждой краски может потребоваться свой температурный режим — тогда обжиг придется провести несколько раз. Сравните температуры застывания использованных красок и выставите наибольшую из них. Затем, для второго раза, выберите более низкую — и так далее, по нисходящей. После обжигов нужно дать изделию немного остыть в печи, чтобы краска не осыпалась от резкого охлаждения.
Возможные дефекты и риски
При нарушении технологических процессов или вмешательстве случайных факторов надглазурная роспись может:
- Потечь, если использовать слишком жидкий скипидар. Перед началом работ дайте ему немного загустеть, оставив в открытой емкости на несколько часов. Важно разместить ее в теплом помещении. Подобный способ керамисты применяют для получения скипидарного масла, но для его загущения потребуется значительно больше времени (обычно около десяти дней).
- Иметь неровные края, если краска на палитре была плохо размешана. Иногда справиться с этим помогает добавление канифольной мастики.
- Стать источником опасных оксидов, а краски для нее образовывают вредную мелкодисперсную пыль. Поэтому важно соблюдать правила техники безопасности: не есть и не пить на рабочем месте, пользоваться респиратором, проветривать помещение.
- Образовать потеки. Если причиной стал переизбыток канифольной мастики, поможет добавление обычного скипидара.
Надглазурная роспись менее требовательна к новичкам по сравнению с подглазурной, однако в этой технике также немало подводных камней, из-за которых вся работа может обернуться браком. В мастерской «Крути-Верти» мы поможем избежать обидных ошибок, а вы сможете создать веселый чайный набор, тарелку в стиле анимализм или уникальное украшение для интерьера. Приходите, чтобы освоить новое интересное хобби вместе с нами!