Люстровые краски и особенности работы с ними

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Люстровые краски и особенности работы с ними

Когда изделие уже покрыто глазурью и в таком состоянии прошло через обжиг, у гончара появляется возможность добавить дополнительные эффекты, которые придадут выразительность росписи за счет особого блеска или новых оттенков. Один из способов это сделать — использование люстровых красок (их также для краткости называют люстрами). Сегодня мы расскажем, какой эффект они дают и как с ними работать.

Что такое люстровые краски

Их изобрели арабские гончары в VIII-IX веках нашей эры. В те времена очень ценилась посуда из драгоценных металлов, однако ислам запрещал ею пользоваться. Гончары стали пробовать разные способы создания изделий, которые не нарушали бы запрет, но при этом обладали золотым или серебряным блеском. Так, в ходе многочисленных экспериментов, было изобретено люстрирование — технология, где на изделие, покрытое глазурью и подвергнутое последующему обжигу, наносится тонкий слой краски, в состав которой входят органический лак и окислы металлов. При сильном нагреве органика, содержащаяся в люстре, сгорает, а частицы металлов крепко спекаются со слоем глазури. В результате поверхность изделия приобретает золотой, серебряный или перламутровый блеск, особенно заметный на свету. Эта технология быстро завоевала популярность — и уже к XV-XVI векам пришла в Европу. Люстр применялся при изготовлении майоликовой керамики, муранского стекла, фарфора. Сейчас он также не утратил актуальность — гончары используют подобные красители, стремясь получить дополнительные эффекты, а в некоторых случаях и для полного окрашивания изделий.

Современные люстровые краски производятся на основе окислов железа, висмута, палладия, золота, платины и других металлов. Благодаря такому разнообразию они имеют большую палитру цветов — от сдержанных черного и серого до ярких оттенков красного, синего, желтого. Впрочем, для фигурной росписи люстры используются достаточно редко, уступая эту роль другим красителям. Люстровые краски обычно отвечают за следующие функции:

  • Создание металлического блеска на поверхности изделия. Для этого потребуется полупрозрачная разновидность люстра, которую можно нанести поверх готовой росписи, не боясь ее закрасить.
  • Выполнение отводок, усиков, лент и других элементов. Чтобы они получились ровными и яркими, используют люстровые краски с низкой вязкостью.
  • Полное покрытие изделия. Важно помнить, что люстры наносятся только на предварительно обожженную глазурь. Чтобы цвет получился красивым, лучше всего взять белую или прозрачную (если само изделие белого цвета). При нанесении поверх цветной глазури люстровые краски не раскроют свой потенциал, так как цвет основы будет просвечивать.

Технику люстрирования применяют при создании фарфоровой и стеклянной посуды, ваз. Такие изделия обычно носят декоративный характер, однако если вы хотите использовать их для приема пищи, рекомендуется провести специальную лабораторную экспертизу. Ее результат покажет, опасны ли частицы люстра с поверхности изделий.

Техника нанесения и сложности работы с люстровыми красками

В первую очередь необходимо подобрать люстр, сочетающийся с материалом и покрытием. Такие краски бывают нескольких видов:

  • для стекла (и соответствующих глазурей);
  • для разных видов фарфора и глазурей, которые им подходят.

Однако, несмотря на подобное деление, некоторые из люстров могут использоваться при работе с каждым из указанных материалов — это лучше всего уточнить у производителя или более опытного гончара, который уже имел дело с красками такого типа.

Важно понимать, какой окажется роль люстра при росписи изделия. Он требуется для придания блеска, полной заливки или отрисовки определенного элемента? Если вы сможете дать четкий ответ, будет легче подобрать нужную краску. Перед нанесением ее на изделие рекомендуется провести несколько тестов на черепках, которые нужно заранее покрыть глазурью и обжечь. Люстры никогда не наносятся сразу после утильного обжига, поэтому на поверхности без покрытия желаемый цвет или фактуру получить не удастся. Следите, чтобы черепок и его покрытие по своим качествам были близки к будущему изделию (например, имели такой же белый цвет, если вы хотите осуществить полную заливку люстром). Только в этом случае тест даст адекватный результат.

За 3-4 часа до использования люстровую краску рекомендуется взболтать. Посмотрите, остался ли на дне осадок. Если его нет, с краской можно спокойно работать. В противном случае попробуйте взболтать люстр еще раз. Если осадок не ушел или образовались плотные хлопья, от использования краски лучше отказаться. Ее свойства могут не соответствовать тем, которые вам необходимы.

Большинство люстров наносятся с помощью кисти. Если требуются другие инструменты, это обычно указывается на упаковке. Перед работой кисть следует тщательно промыть растворителем или водой с мылом, чтобы на ней не осталось следов другой краски. Люстры очень чувствительны к посторонним примесям, и даже мельчайшая частица другого красителя способна изменить их цвет до неузнаваемости. По этой же причине если вы одновременно работаете с несколькими люстровыми красками, для каждой стоит выделить свою кисть.

Поверхность глазурованного изделия после обжига и остывания тоже следует заранее очистить — промыть раствором соды, а затем водой. Рассчитайте время так, чтобы изделие успело полностью высохнуть до начала работ, иначе краска не сможет лечь ровно.

Нанося люстр, следите, чтобы он покрывал изделие равномерным тонким слоем. Если где-то возникнут утолщения, при нагреве краска потрескается или отвалится. Люстры обычно не разводят, однако если состав слишком густой, можно разбавить его живичным скипидаром. Будьте осторожны — скипидар часто влияет на свойства краски, меняя их не в лучшую сторону.

Перед тем, как отправить изделие на обжиг, проверьте, высох ли слой люстровой краски. Также стоит учитывать, что при сгорании органики, входящей в состав люстров, в воздух выделяются опасные продукты разложения. Чтобы избежать отравления, необходимо включить в печи вытяжную вентиляцию, открыть соответствующие отверстия в стенках и дверце, активно проветривать помещение.

Для закрепления люстровой краски обжиг необходимо проводить в два этапа. Вначале выставите температуру до 400°C, чтобы органические соединения выгорели. Когда это произойдет, постепенно поднимайте ее, например, до 780-810°C при работе с фарфором или до 750-780°C, если на поверхность нанесена мягкая «майоликовая» или фаянсовая глазурь. Покрытие изделия станет мягче, но не расплавится — и это позволит металлической пленке люстра закрепиться.

Когда изделие остынет после обжига, проверьте, насколько качественным получилось люстровое покрытие. Если технология выдержана правильно, оно будет обладать красивым блеском и не сотрется от прикосновений. А при создании слишком толстого слоя и резком увеличении температуры во время обжига возможно возникновение отслоений. В таком случае рекомендуется зачистить поверхность изделия наждачкой, заново наложить люстр и провести еще один обжиг.

Как мы видим, люстровые краски достаточно капризны — они раскрывают свой потенциал только при нанесении тонким слоем, чувствительны к примесям и требуют соблюдения ряда других условий. Кроме того, люстры токсичны, поэтому не подходят для детского творчества. Тем, кто только открывает для себя гончарное дело, тоже стоит начать с более универсальных материалов. Так, мастерская «Крути-Верти» проводит различные мастер-классы, на которых можно научиться азам работы с глиной и керамическими красками. В ходе них участники создают яркие тарелки с надписями, кружки-кокосы, «звериные» чайные пары и многое-многое другое. Приходите и вы, чтобы освоить новое интересное хобби!