Технология подглазурной росписи керамики

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Технология подглазурной росписи керамики

Существует два основных метода нанесения рисунка на керамическое изделие: надглазурный и подглазурный. О первом мы не так давно уже рассказывали, а сегодня пришло время поговорить о втором. Подглазурная роспись по некоторым аспектам уступает надглазурной (например, по количеству доступных цветов), однако у нее также есть свои преимущества, благодаря которым этим методом керамисты пользуются до сих пор. Разберемся, в чем его суть и какие моменты важно учесть.

Особенности подглазурной росписи

Сам принцип работы уже заложен в названии: рисунок наносится на глину до покрытия глазурью. Перед этим изделие либо уже прошло через утильный обжиг, либо только обсохло. Создание рисунка на черепке без глазури — достаточно трудоемкий процесс, не терпящий ошибок. Керамика является пористым материалом, легко впитывающим влагу, из-за чего краска на ней быстро затвердевает. Попытки стереть рисунок приведут к тому, что на поверхности останутся грязные разводы, которые далеко не всегда получится убрать. Поэтому в технике подглазурной росписи работают в основном опытные керамисты. Кроме того, для нее важен правильный подбор красок — глазурь застывает при достаточно высоких температурах (около 1300°C), которые выдержит не каждый краситель. Как следствие, цветовая палитра у подглазурных красок не такая обширная, как у надглазурных. Однако роспись, наносимая до запекания глазури, имеет одно большое преимущество — она держится значительно дольше. Подглазурные краски сплавляются с глазурью в единое целое, и благодаря этому получившееся изделие на десятки лет сохранит яркий и привлекательный внешний вид.

Для работы в технике подглазурной росписи используются следующие инструменты:

  • Кисти. Для закрашивания крупных участков применяются широкие, а для проработки деталей более узкие. Перед нанесением рисунка важно проверить, насколько хорошо кисть набирает и удерживает влагу, так как краска для подглазурной росписи более жидкая, чем та, которая используется для надглазурной.
  • Палитра. Делается из стекла и обычно имеет толщину 4-5 мм. Важно обработать ее края так, чтобы о них не получилось порезаться. Поверхность должна быть шершавой для лучшего распределения краски. Опытные гончары используют сразу несколько палитр — с более светлым и более темным стеклом, чтобы смешивать на них краски разных оттенков.
  • Шпатель. Лопатка для выкладки красок на палитру, которая изготавливается из металла или пластика. Постарайтесь подобрать не слишком большой инструмент, чтобы было удобнее работать.
  • Турнетка. Крутящийся столик, который пригодится, если приходится рисовать окантовки, отводки или ленты, охватывающие изделие.
  • Курант. Конусообразный или грибовидный камень, исполняющий роль пестика. Нужен для растирания и перемешивания красок на палитре.
  • Дополнительные материалы — калька, кусочки ткани, поролон и другие.

Для подглазурной росписи используются примерно те же инструменты, что и для надглазурной, однако в ней больше строгих требований к краскам и режиму обжига. По этой причине подглазурная техника сейчас относительно редко применяется для росписи фарфора и другой керамики. Однако и у нее есть свои преимущества — например, долговечность. Дальше мы рассмотрим технологию работы в этой технике.

Приемы и методы подглазурной росписи 

Краски, используемые для нее, обычно хранятся в сухом виде. Их цвет зависит от химических соединений, входящих в состав: соли кобальта и окись цинка отвечают за синий, окись хрома — за изумрудный, окись железа — за красный и т. д. Также для подглазурной росписи многие керамисты выбирают ангобы — специальные смеси из красящего пигмента и глины. Часто ими полностью закрашивают изделие, если рисунку необходим цветной фон.

Перед использованием краски высыпают на стеклянную палитру, смачивают водой, а затем с помощью куранта или шпателя перемешивают, добиваясь состояния жидкой сметаны. Наносить их можно либо после утильного обжига, либо до, предварительно подсушив изделие. Однако первый способ предпочтительнее — в этом случае не будет риска, что краска размочит еще не застывшую глину или появятся дефекты на глазури при выделении пузырьков газа из материала изделия во время обжига. Чтобы краска лучше держалась и легче наносилась, в нее добавляют пластификаторы — например, декстрин или глицерин.

В подглазурной живописи существует несколько способов создания рисунка:

  • Перевод изображения на поверхность изделия при помощи кальки с последующим закрашиванием контуров кистью. Этот метод прост и сложен одновременно. Для него не нужны специальное оборудование и заранее подготовленные штампы, однако от керамиста требуется быть собранным, аккуратным и внимательным. Он должен следить, чтобы мазки получались ровными, а консистенция краски не становилась слишком густой или слишком жидкой. Эта техника позволяет создавать изображения любой сложности, от декоративных орнаментов до композиций с людьми и животными или пейзажей, однако требовательна к художественным навыкам керамиста.
  • Нанесение с помощью штампа. Керамисту вначале потребуется на основе металлического клише с изображением изготовить гипсовую форму. К ней следует прессом прижать резину, которая при нагреве легко примет нужные очертания. На готовый резиновый штамп наносится краска, после чего его прикладывают к поверхности изделия. Часто для получения цельного изображения используется несколько штампов — в таком случае нужно следить, чтобы между их отпечатков не оставались зазоры и не произошло наложение. Штампы применяются на производстве, а также если требуется создать несколько изделий с одинаковым несложным рисунком.
  • Печать. Изображение переносится с металлической пластины на изделие с помощью тонкой бумаги. Краска с нее переходит на глину и формирует рисунок. Часто таким образом керамисты наносят только контуры, а основную работу осуществляют кистью в технике мазка.
  • Аэрография. Здесь обычно используется пульверизатор, заправленный сильно измельченной краской, которая разведена большим количеством воды с добавлением декстрина. Ее нужно распылить на поверхность изделия, приложив к нему специальный трафарет из фольги или бумаги. Для создания сложного изображения может понадобиться несколько таких листов с контурами деталей.

Возможные дефекты

Подглазурная роспись требует особого внимания к соблюдению режима обжига и подбору состава красок. Если пренебречь этими параметрами, могут возникнуть следующие дефекты:

  • Отслоение краски от поверхности изделия после обжига. Причиной часто становится слишком высокая температура в печи, однако это может случиться и из-за толстого слоя краски. Кроме того, перед нанесением рисунка важно очистить изделие от пыли, чтобы та не помешала красителю закрепиться.
  • Глазурь не держится на краске и легко отделяется от нее. Так происходит, когда керамист взял краску с высоким содержанием глицерина либо с большой огнеупорностью. Во втором случае может помочь добавление флюсов.
  • Высокая текучесть красок. Обычно она свойственна легкоплавким красящим соединениям и понижается с помощью добавления оксида магния или алюминия.
  • Краска при обжиге поднимается, образуя пузыри. Причиной часто становится ее слабое прокаливание перед использованием.

Несмотря на то, что подглазурная роспись кажется сложным процессом, даже новичок может создать красивую работу в этой технике, если придет в мастерскую «Крути-Верти». Наши мастера предоставят качественные материалы, а также помогут с воплощением творческих задумок и соблюдением технологий процесса. Под их руководством вы сможете изготовить миску-ежика, этно-вазу, копилку-ананас и многое другое. Порадуйте себя и близких необычным подарком, открыв новое интересное хобби!