Обварная керамика

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Обварная керамика

Обвар — древнейший способ декорирования глиняных черепков, который был создан для изготовления водонепроницаемой посуды. Постепенно он стал цениться и за свои эстетические свойства — людям хотелось пользоваться посудой, которая радует глаз. Этот способ похож на молочение из-за варки в смеси на основе молока, но сам процесс и результат все же сильно отличаются. В статье расскажем, как появилась технология обварки, а также раскроем ее отличия от других техник.

История создания обварной керамики

Историки установили, что корни обвара уходят в далекое прошлое — технологией пользовались уже в Древней Греции. Первые обварные черепки созданы в начале второго тысячелетия нашей эры. А вот на Руси обвар керамики начали применять только более 500 лет назад.

Суть была в том, что горячую керамику сразу после обжига опускали в смесь на основе молока (болтушку) с помощью металлических щипцов, и она становилась обварной, а процесс назывался обвариванием. Состав самой смеси в каждом из регионов был свой: просто молоко, молоко с добавлением различных видов муки, картофеля или же отваров из растений. Получившаяся керамика имела неповторимый живописный орнамент с разводами, каплями или брызгами. 

Для придания изделиям наибольшей прочности наши предки чередовали обваривание с обжигом — процесс назывался томлением. В результате него на поверхности керамики образовывался тончайший защитный слой обвары (0,1-0,2 мм). Благодаря ему посуда становилась более прочной и приобретала холодный блеск. Недостаток техники был в том, что со временем этот слой стирался.

Современная технология обвара керамики

Сейчас недостаточно создать просто водонепроницаемое глиняное изделие — важна эстетика. Декорирование влилось в нашу жизнь постепенно, и теперь оно в одном ряду с функциональностью.

Обваривать можно как белую, так и красную глину — эффект отлично смотрится на посуде и предметах декора. Состав болтушки и сейчас может отличаться: молоко и ржаная мука, гречневая каша, разведенная водой, или же молочная смесь с добавлением таких компонентов, как кислая капуста, корни одуванчика, опилки, отруби или овсянка. Каждый из них помогает добиться индивидуального эффекта, цвета и рисунка. Поэтому даже намешивание болтушки — полностью творческий процесс. Нет состава, который копировался бы многими мастерами. Такие нюансы, как температура и продолжительность обжига, время нахождения изделия в болтушке — тоже индивидуальное решение каждого конкретного керамиста.

Но единая концепция все же есть, опишем ее суть. Сначала керамику нагревают в печи (от 500 до 1000 °С), затем достают и погружают в смесь. Рекомендуется заранее провести весь процесс обжига — тогда декорирование не займет много времени. Изделие лишь надо будет нагреть до необходимой температуры.

При погружении в болтушку на поверхности керамики накипает мука или другие компоненты. И когда мы достаем изделие, под воздействием кислорода они горят, образуя рисунок. Надолго доставать нельзя — могут возникнуть трещины, поэтому надо окунуть в воду. Если декоративный эффект недостаточен, процедуру стоит повторить — погрузить изделие в болтушку, а затем опять в воду.

При условии, что керамика изготовлена правильно, в ходе всех процедур не появятся трещины. При погружении изделия в воду вокруг него появляется паровое облако, раскаленное до 400 °С. Оно не дает контактировать с холодной водой напрямую — керамика охлаждается равномерно и медленно. Неправильная технология обварки также может привести к трещинам.

Мастера подготавливают емкость с водой, чтобы смывать излишки болтушки (не пригоревшие частички). Если вы планируете добиться сгорания всех органических остатков, вновь поставьте керамику в печь при температуре 250-350 °С. Также стоит учесть, что чем дольше изделие погружено в болтушку, тем сильнее потемнеет его поверхность. Чаще всего окрас получается однородным — кремового, темно-красного, а иногда даже черного цвета. Для создания интересного рисунка нужно вынуть изделие из смеси на некоторое время, чтобы дать ему обтечь, а уже затем остужать в воде. Потеки добавят эстетичности общему узору.

Обварная керамика чаще всего не покрывается глазурью — рисунок и так держится достаточно долго. Ее легко мыть, дополнительные затраты на обслуживание также не нужны. К плюсам можно отнести и то, что продолжительное время обварные изделия пахнут ржаным хлебом. Интересно, что такой обжиг иногда проводится и по глазури — результат очень эстетичен.

От других техник обварная отличается тем, что после нее черепки не только не впитывают влагу, но и сохраняют свойства живой глины. Та же глазурь создает воздухонепроницаемый слой, а здесь его нет — изделие полностью дышит. Кроме того, обварная посуда регулирует влажность и температуру продукта. Например, молоко в обварном кувшине не прокиснет даже через 4 дня, а чай на несколько часов останется горячим в чайнике, созданном при помощи обварки. Пища, приготовленная в такой посуде в газовых и электрических духовках и микроволновках, полезна для здоровья человека, так как будто бы варится на пару, а добавление масла не требуется. Для сохранения обварных изделий избегайте резких перепадов температур и открытого огня, а также не используйте для их мытья посудомоечную машину и средства с отдушками — запах впитается.

Обварка — довольно простая в освоении техника, требующая соблюдения описанных выше требований. Но если вы только пробуете свои силы в гончарном деле, стоит начать с азов. Приходите в мастерскую «Крути-Верти», чтобы обучиться лепке и работе за гончарным кругом под руководством опытных керамистов. На увлекательных мастер-классах вы сможете создать баночку-тыкву, копилку-ананас, тарелочку с цитатой и многое другое!