Как сделать изразцы своими руками

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Как сделать изразцы своими руками

Когда мы слышим об этих расписных глиняных плитках, на ум приходят деревенские печи, интерьеры в русском стиле и камины с выразительной облицовкой. Изразцы использовались людьми с древних времен, однако сохранили популярность и в наши дни. Они добавляют в интерьеры яркие акценты, надежно защищают стены от повреждений, помогают печам и каминам дольше удерживать тепло. Кроме того, технологию работы с такими плитками легко освоит даже начинающий керамист — это интересный и познавательный творческий процесс. Сегодня мы расскажем, как изготавливаются изразцы, где они применяются и можно ли создавать их в домашних условиях.

Технология изготовления изразцов

Изначально это были штучные изделия мастеров-керамистов, однако сейчас выпуском изразцов занимаются в том числе и промышленные производства. Они переняли и развили технологию, по которой изразцы изготавливались с древних времен, адаптировав ее под современные нужды. На массовом производстве сохранена фирменная особенность таких плиток — наличие яркого, привлекающего внимание рисунка. Обычно его разрабатывают штатные художники, после чего на основе получившихся эскизов создаются образцы, повторяющие очертания будущих изделий. Они нужны для отливки специальной формы — раньше материалом для нее служило дерево, а сейчас его заменили силикон и гипс. Когда форма готова, туда помещают заранее заготовленную глину, которая после высыхания и станет изразцом. Сушка осуществляется в специальной печи и длится от 4 до 10 дней. После ее завершения изразец обжигают, а затем расписывают красками и покрывают глазурями. Для их закрепления и спекания с основой необходим еще один обжиг.

Если раньше на изразцах изображались по большей части цветочные узоры, сказочные мотивы и бытовые сценки, то сейчас выбор рисунка ограничен лишь фантазией керамиста. Современные краски позволяют реализовать практически любую задумку — от создания детализированной многофигурной композиции до воплощения абстрактных фантазий с помощью эффектарных глазурей. Хотя, конечно, наравне с индивидуальными дизайнерскими решениями остаются популярными и проверенные временем стили: гжель, майолика, азулежу.

Наши предки использовали изразцы в основном для украшения печей и каминов, однако сейчас их применяют также и при отделке кухонь, ванных комнат, столовых, различных общественных помещений (кафе, офисов, банкетных залов и т. д.). Интерьерные стили также могут сильно варьироваться: изразцы способны органично дополнить классику, этнику, модерн.

Популярность этих плиток обусловлена следующими свойствами:

  • Большим разнообразием вариантов. Керамист ни в чем не ограничен при выборе изображения — это могут быть и реалистичные композиции, и геометрические узоры, и абстрактные разводы. В качестве цветовых сочетаний возможен как классический монохром (разные тона синего на белом фоне), так и использование множества ярких оттенков.
  • Высокая прочность. Недаром изразцами часто облицовывают печи, камины, парилки в бане. Глиняные пластины выдерживают высокие температуры, не трескаясь, да и сломать их тоже не так просто. Во многом этому способствует наличие румпы — четырехугольного коробчатого выступа на внутренней стороне.
  • Долговечность. Покрытый глазурью рисунок может на протяжении сотни лет сохранять яркость красок и четкость линий. Даже если изразцы с ним украшают собой печь и из-за этого часто оказываются под воздействием перепадов температур.

Изготовление изразцов — кропотливый и длительный процесс, требующий определенной фантазии, а также внимания к деталям и соблюдения технологии производства. Как и сотни лет назад, изразцы не обязательно покупать — их можно изготовить самостоятельно, а после использовать как уникальное украшение для интерьера.

Далее мы подробно рассмотрим процесс создания вручную этих глиняных плиток.

Как изготовить изразцы

Выберите подходящие размеры, а также сделайте эскиз рисунка, который хотели бы видеть на изделии. Когда он будет готов, потребуется изготовить образец. Самый легкий способ — взять обычную керамическую плитку и вылепить на ее поверхности нужное изображение скульптурным пластилином. Возможны следующие варианты:

  • Полностью покрыть плитку пластилином либо сделать так, чтобы участок, где он нанесен, соответствовал размеру будущего изразца. Толщину покрытия можно выбрать любую — например, 1 см. Нанесите стеком (деревянным резцом) нужный рисунок, а затем, если требуется придать рельефность, наложите на полученные линии кусочки пластилина.
  • Использовать пластилин только там, где будет рисунок. В этом случае потребуется сделать пластилиновые бортики, чтобы обозначить границы будущего изразца. Если полное покрытие материалом отсутствует, контуры рисунка нужно наметить с помощью маркера или фломастера. Они заполняются пластилином.

Опытные гончары вместо пластилина сразу берут глину. Кроме того, они делают плитку для образца из этого же материала, а не используют готовую заводскую.

Образец необходим, чтобы изготовить форму для будущих изразцов. В домашних условиях ее обычно отливают из гипса или шпатлевки. Вторая лучше подойдет новичкам, так как медленнее теряет вязкость.

Положите образец на ровную поверхность и поставьте вокруг него квадратное ограждение (опалубку) из, например, скрепленных вместе дощечек или кусков плинтуса. Расстояние от стенок опалубки до образца может составлять несколько сантиметров. Высота опалубки обычно равна 4-5 см.

Теперь нужно сделать раствор гипса (алебастра) или шпатлевки. Для этого возьмите половинку резинового мяча, заполните ее водой и постепенно засыпайте туда сухой материал. Рекомендуемая пропорция — 7 частей гипса (шпатлевки) на 10 частей воды. Раствор необходимо довести до консистенции жидкой сметаны.

Нанесите на образец растительное масло, чтобы было легче отделить его от формы после высыхания. Теперь медленно покрывайте образец раствором гипса (шпатлевки), пока высота слоя не сравняется с высотой ограждения. Форма подсохнет достаточно быстро — скорее всего, ей потребуется около 7-10 минут. После этого можно убрать опалубку и вынуть образец. Когда форма полностью затвердеет (при постукивании звук будет звонким), приступайте к созданию первого изразца.

Возьмите подготовленную заранее глину, отделите от нее небольшой кусочек и начните осторожно вминать его в углубления. Когда глина в руках закончится, отщипните от общего куска еще и продолжайте заполнять форму до тех пор, пока свободного пространства не останется. Делайте это аккуратно и не спешите — важно, чтобы глина заполнила все углубления. Так у вас сформируется первый изразец. Важно учесть, что при высыхании он может уменьшиться в размерах, что следует учитывать еще на этапе создания формы. Если необходимо, разместите на задней части изделия четыре прямоугольных бруска, чтобы сформировать румпу. В ее стенках потребуется сделать отверстия для креплений.

Дайте изразцу подсохнуть (обычно на это уходит несколько часов), а затем отправьте его в печь на утильный обжиг. Для данного этапа лучше всего подойдет температура 900-950 °С. Оптимальное время — 3-4 часа. Чтобы обжиг был равномерным, рекомендуется использовать муфельную печь. Если ее нет, но хочется изготавливать изразцы в домашних условиях, вы можете принести свою работу для обжига в гончарную мастерскую (например, «Крути-Верти»). После обжига дождитесь момента, когда изразец полностью остынет в печи, а затем приступайте к нанесению красок и(или) глазури.

Для росписи изразцов используют как масляные краски, так и ангобы (смеси на основе глин разных цветов). Перед нанесением масляных красок рекомендуется обработать поверхность олифой и оставить сушиться на 1-2 дня. Рисуют по изразцу обычными кистями, а если вы не собираетесь покрывать изделие глазурью и обжигать, достаточно нанести слой масляного лака.

Однако только благодаря глазурованию изразец обретет особенно красивый блеск и долговечность. Наносить глазурь следует за один заход, иначе возможны разводы. Постарайтесь, чтобы ее слой не превышал 1,5 см в толщину и равномерно покрыл изделие. В качестве методов одинаково хорошо работают и полив, и окунание. Финальный обжиг после глазурования следует проводить в нижней камере муфельной печи. Температура должна быть меньше, чем при утильном обжиге. Как мы видим, создание изразцов — кропотливый и увлекательный процесс. Освоить эту технологию могут и дети, и взрослые, однако при работе над изделием наверняка возникнут определенные «подводные камни». Если столкнетесь с такими, приходите в «Крути-Верти» — наши мастера проконсультируют по любому возникшему вопросу, дадут ценные рекомендации и помогут исправить ошибки. А если вам у нас понравится, примите участие в увлекательных мастер-классах, где можно изготовить Тоторо-кружку, копилку-ананас, именную миску для питомца и многое-многое другое!