Ангобы для керамики: основные особенности и техники рисования

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Ангобы для керамики: основные особенности и техники рисования

Ангобы не относятся ни к краскам, ни к глазурям, а люди, не знакомые с гончарным делом, о них почти ничего не знают. Однако эти красители часто используются для подглазурной росписи, придавая ей необычную фактуру и нежные цвета. Сегодня поговорим о том, чем ангобы отличаются от глазурей и других составов, применяемых для покрытия и росписи керамики, а также каковы их основные особенности.

Что такое ангобы для керамики

Обычно так называют смеси, основой которых выступает глина — они либо полностью состоят из нее, либо имеют более 50% в составе. В зависимости от этого ангобы можно разделить на два вида:

  • Без примесей. Такие получаются при смешивании цветных глин — например, красной и черной. Цвета смесей обычно относятся к теплому спектру (оранжевый, коричневый, желтый и т. д.), поэтому подобные красители применяются вместе с ангобами второго типа.
  • С примесями. Среди них особое место занимают белые ангобы, состоящие из фаянсовой природной глины, каолина, кварцевого песка и других соединений. К белым ангобам часто добавляют красящие пигменты для придания цвета, который нельзя получить путем смешивания натуральных глин. Такими добавками становятся оксиды металлов: хрома (отвечает за зеленый цвет), железа (придает красный цвет), кобальта (создает синий цвет). Общее содержание красящих пигментов не должно превышать 20%. В дополнение к ним также вводят различные флюсы для улучшения сплавления с поверхностью и создания особого блеска.

Ангобы могут сближаться в плане состава с глазурями (например, некоторые также содержат каолин или полевой шпат), однако значительно от них отличаются. Они не бывают прозрачными и иногда замешиваются из глины, которая становится материалом для изделия. Поэтому ангобы имеют достаточно широкий спектр применения. С их помощью гончары:

  • Устраняют несовершенства и выравнивают поверхность подсохшего глиняного изделия, еще не прошедшего обжиг.
  • Грунтуют изделие и осуществляют полную заливку, чтобы на получившийся фон нанести рисунок.
  • Создают изображение, плоское либо имеющее выразительный рельеф.

Ангобы обычно более густые, чем глазури и различные краски, поэтому ими трудно проводить тонкие линии. Однако у них есть свои преимущества: например, цвет красителей на основе глины при обжиге меняется слабо, что делает их достаточно предсказуемыми. В отличие от глазурей, эти красители придают покрытию матовость или блеск без потеков, а также усаживаются вместе с основным материалом, благодаря чему ниже вероятность отслоения.

Инструменты для работы с ангобами также несколько отличаются от тех, что применяются при нанесении глазури и красок. Чаще всего это:

  • Рожок. Изготавливается из глины или рога животного. В его наконечнике проделывается отверстие, куда вставляется специальная трубочка. Проходя через нее, ангобы формируют линии и так наносятся на изделия. Наклоняя рожок, можно регулировать скорость наложения красителя, а чтобы тот не вылился, если нужно сделать перерыв, достаточно разместить инструмент на подставке с углублением (острым концом вверх).
  • Воронка. Работает по тому же принципу, что и рожок, однако, в отличие от него, обычно бывает прямой, а не изогнутой. Из-за этого менее популярна у керамистов — во время перерыва краситель легко можно пролить, а степень его подачи контролировать сложнее. В качестве материала для воронки часто выступает, например, металл или пропитанный олифой картон.
  • Пипетка, резиновая груша и пластиковый пузырек. Используются, если нужно нанести линии небольшой толщины. Груша наиболее универсальна — она позволяет легко контролировать толщину линий благодаря нажатиям. А пипетка незаменима, когда требуется прорисовать различные мелкие детали.
  • Кисть. Чаще всего ее выбирают, чтобы полностью закрасить изделие. В отличие от глазурей и различных красок, ангобы имеют более густую консистенцию, из-за чего кистью не получится нанести тонкие и четкие мазки.
  • Губка (спонж). Также применяется для создания ровного покрытия на поверхности изделия. Работу губкой можно сочетать с тампонированием, чтобы добиться мягких переходов между несколькими цветами.
  • Турнетка. Вращающийся столик, который нужен для некоторых техник (к таким, например, относится фляндровка). Работа на турнетке позволяет быстро наносить линии, которые охватывают изделие по всему диаметру.

Ангобы применяются достаточно широко — как для ровного окрашивания, например, кирпичей, так и для художественной росписи посуды, интерьерных украшений, бижутерии. Чаще всего они наносятся на еще не обожженную глину, поэтому крепко спекаются с поверхностью изделия, усиливая прочность покрытия и придавая ему особый блеск. Кроме того, ангобы могут свободно использоваться в детском творчестве — они не имеют неприятного запаха, не вызывают аллергическую реакцию и экологичны по составу.

Роспись ангобами: какой она бывает

Особенности нанесения красителя из глины будут зависеть от целей, которые преследует керамист. Так, если ему нужно полностью покрыть изделие, чтобы, например, убрать неровности, закрасить брак или создать фон для будущей росписи, возможны следующие варианты:

  • Наложение ангобов кистью. Для того, чтобы мазки получились равномерными, можно разбавить краситель водой или ввести специальные соединения, которые сделают его менее густым.
  • Окунание. Изделие опускается в емкость, где ангобы разведены с некоторым количеством воды. После извлечения его рекомендуется подсушить губкой. Также необходимо проследить, чтобы не осталось потеков. Если они есть, проведите затирку как можно скорее.
  • Полив. Осуществляется с помощью резиновой груши или пузырька. Важно, чтобы консистенция позволила ангобам стекать, но при этом не была слишком жидкой. Своевременную затирку также не помешает сделать.
  • Пульверизация. Ее чаще всего используют для нанесения красителя на рельефные изображения или поверхности, где слой ангобов должен быть достаточно тонким и ровным.

Что касается непосредственно росписи, то здесь применяются как привычная каждому работа кистью, так и более нестандартные техники. При росписи ангобами возможности кисти ограничены — прорисовать тонкие детали и создать ровные контуры может не получиться. Поэтому, работая с красителями на основе глины, керамисты часто используют следующие методы:

  • Пастилаж. Ангобы наносятся с помощью рожка, груши или воронки. Таким образом на поверхности изделия формируется фактурное рельефное изображение.
  • Фляндровка. Изделие помещается на турнетку, после чего мастер вращает ее и по очереди наносит грушей или рожком полосы ангобов разного цвета (вначале одну, потом ниже нее другую и т. д.). Из-за густой консистенции эти полосы сами не смешиваются, поэтому керамист может с помощью острой палочки деформировать их, как ему захочется. Так он создаст оригинальные узоры и необычные цветовые сочетания. Главное, проводить все манипуляции быстро, пока ангобы не высохли.
  • Сграффито. Вначале на изделие (уже окрашенное либо нет) наносится слой ангоба (методом полива, окунания или пульверизации), а затем на еще не высохшей поверхности процарапывается задуманный керамистом рисунок. Для работы можно использовать любой острый и тонкий предмет: иглу, шило, зубочистку, кусочек стекла. Стружка, образующаяся в процессе рисования, стряхивается сухой кистью или мягкой губкой.
  • Мраморизация. Способ, который позволяет создать абстрактные разводы, напоминающие рисунок на мраморе. Для этого нужно либо разместить уже покрытое базовым ангобом изделие на турнетке и, вращая, наносить на него полосы и кляксы других цветов, либо погрузить неокрашенное изделие в емкость, где к главному цвету уже добавлены дополнительные. В процессе окрашивания на турнетке или при извлечении из емкости изделие можно встряхивать и наклонять, чтобы придать выразительность разводам.

Как и при работе с другими красителями, важно учитывать температуру обжига, рекомендованную для выбранного ангоба, а также следить за его консистенцией. Если пренебречь этими параметрами, появятся следующие дефекты:

  • Слой ангоба плохо разравнивается, на нем остаются следы от кисти. Так бывает, если краситель слабо разведен.
  • Окрашивание поверхности осуществляется неравномерно при полной заливке. Причиной выступает избыточное количество воды, использованной при разведении.
  • Выгорание красителя при обжиге. Чтобы такое не происходило, рекомендуют не делать слой ангоба слишком тонким.
  • Краситель трескается и отваливается. Причина чаще всего кроется в том, что он был нанесен излишне толстым слоем.

Работать с ангобами достаточно просто даже начинающим керамистам. По своим характеристикам они похожи на гуашь, но имеют более мягкие цвета. А благодаря необычным техникам нанесения даже у новичка получится создать красивые и необычные работы. Если вы захотите научиться подобному, приходите в мастерскую «Крути-Верти»! Под чутким руководством наших мастеров вы сможете изготовить кружку-лягушку, подставку для яиц, тарелку-черепаху и многое другое. Порадуйте себя и близких необычным подарком!