Чернение керамики

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Чернение керамики

Наверняка вы видели керамические изделия с красивым металлическим блеском, которые напоминают чугунные отливки и очень заметны среди других благодаря черному или темно-серому цвету. Способ их изготовления называют чернением, а также чернолощением или дымлением. Он достаточно древний и раньше был направлен на придание черепкам высокой прочности и водостойкости, а не на декорирование.

Сейчас далеко не каждый керамист умеет работать в этой технике, так как изготовление черной керамики сопряжено с определенными рисками, а в случае неудачи возникает необходимость начинать работу сначала. В статье расскажем об истории зарождения и особенностях технологии дымления керамики, а также о плюсах и минусах такого необычного способа изготовления изделий.

История появления черненой керамики

Первые примеры черненых изделий встречаются в истории древних Китая и Египта (III тысячелетия до н.э.). На Руси же они появились в III веке н.э., а широко распространились только в XVII веке. Но с приходом в страну изделий из фаянса и фарфора черненая керамика стала исключительно крестьянской, а в XX веке почти исчезла.

Чернили черепки разными способами. По методу гончаров из африканских деревень работы проводились на открытом воздухе в сооружениях, которые состояли из горшков, осколков керамики и кусков топлива. Сам обжиг занимал не очень много времени — один или два часа. А в завершении мастера выталкивали изделие из огня и заливали маслом, которое быстро горит и хорошо окрашивает поверхность сажей. Хоть африканский метод и прост, его результат выглядел красиво.

Есть еще один эффектный способ по принципу обжига раку (японского феномена второй половины XVI века). Раскаленная до 700 °C керамика помещается в яму с опилками, которая после этого доверху заполняется тем же укрывочным материалом. Производительность способа невысока, да и сырье обязательно должно содержать шамот, чтобы изделие не треснуло.

А на Руси издревле применялся свой метод чернения керамики. Сначала печь раскаляли до 700 градусов, затем закладывали дрова, смолу, резину или другой горючий материал, герметично закрывая топку и замазывая все щели специальным раствором из глины, песка и золы. Открыть печь можно было только после полного остывания. К значимому преимуществу этого способа можно отнести возможность регулировать интенсивность чернения с помощью изменения объема и качества закладываемого в завершении обжига материала. Для получения наиболее темного оттенка использовали смолу, еловые шишки, древесину липы и кедра, березовую кору.

Технология чернения керамики

Процесс изготовления чернолощеных изделий делится на два этапа — лощение подсохшего черепка и задымливание во время обжига. Алгоритм работ не очень сложный и состоит из следующих действий:

  1. Полирование поверхности деревянной циклей (небольшим скребком с заостренными краями) для устранения отпечатков и других неровностей.
  2. Удаление части материала с центральной части будущего изделия для формирования устойчивого дна.
  3. Лощение материала в кожетвердом состоянии при помощи гальки, кости или небольшого стеклянного пузырька. Это нужно не только для декора — лощеная керамика таким образом становится более прочной и водонепроницаемой. Затем изделие нужно просушивать в естественных условиях в течение нескольких дней.
  4. Обжиг в печи без доступа кислорода с горючими материалами, дающими большое количество дыма. Это один из самых сложных процессов, так как именно от него зависит прочность изделия, наличие или отсутствие дефектов, а также глубина оттенка. Умело управляя режимами обжига, можно добиться разных фактур и вариаций цвета.

В зависимости от среды в печи обжиг бывает окислительным (красные и белые изделия) и восстановительным (черные и серые), при котором отверстия и щели герметично замазывают. Из-за образования большого количества восстановительных газов вещество графитизируется, и на поверхности керамики появляются серебристо-черные наслоения, имеющие высокую электропроводность. Восстановительный обжиг не только наделяет изделие значительной водонепроницаемостью, но и усаживает материал — это стоит учитывать. При нем окись железа становится закисью с образованием шпинели, которая и придает темный оттенок. В этой реакции оксид углерода является восстановителем, а уголь, целлюлоза или древесина — источниками CO. В доменных печах также происходит восстановление железа из оксидов, но в муфельных температура значительно ниже, поэтому оксиды железа восстанавливаются не полностью, образуя окалину черного цвета из закиси железа.

Преимущества и отличия чернения керамики от других техник

Черненая керамика не нуждается в покрытии глазурью,  затраты на которую составляют около 30% стоимости изделия, требует всего один обжиг, что сильно экономит время и энергоресурсы, а также обладает высокой прочностью.

Стоит принять во внимание и то, что популярность черной посуды с серебристым отливом резко возросла, так как она украшает интерьер и подходит для приготовления блюд без добавления масла. Но нужно соблюдать следующие рекомендации по уходу:

  • новую посуду вымачивать в подсоленной воде час или более;
  • не подвергать резкому перепаду температур;
  • не хранить рядом с пахучими веществами или продуктами;
  • ополаскивать горячей водой перед заливанием кипятка;
  • перед каждым применением замачивать на 10 минут в прохладной воде;
  • не использовать для мытья жесткую щетку, не вытирать после.

Как мы писали выше, процесс дымления достаточно сложен и вызывает затруднения даже у опытных мастеров. Если вы только открываете для себя гончарное дело, начать следует с более простых техник. Так, в мастерской «Крути-Верти» проходят интересные мастер-классы, на которых можно научиться азам изготовления керамических изделий. Наши гости создают красивые и функциональные вещицы, например баночки с ушками и рогами или стильные интерьерные вазы. Приходите и вы, чтобы классно провести время и сделать изделие с частичкой души!