Лощение керамики

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Лощение керамики

Мы уделяем много внимания глазурям и приемам работы с ними, однако не меньший интерес представляют техники, которые придают гончарным изделиям интересную фактуру и без использования специальных покрытий. К таким как раз и относится лощение — способ обработки поверхности, позволяющий добиться особого блеска. Сегодня расскажем, почему эта техника до сих пор актуальна.

Происхождение лощения и его особенности

Первые гончарные глазури появились еще во втором тысячелетии до нашей эры, однако долгое время они не пользовались популярностью. Было непросто подобрать компоненты так, чтобы покрытие придавало красивый вид изделию, надежно защищало его материал от влаги и успешно проходило обжиг. Глиняная посуда активно применялась в быту, поэтому гончарам требовалось сделать ее как можно более практичной. Скорость изготовления также была важна, и часто на эксперименты с глазурями просто не оставалось времени. Принимая во внимание все это, древние гончары изобрели технологию лощения керамики, которая позволила и без покрывающих материалов создавать красивую и прочную посуду. Суть метода довольно проста — достаточно взять глиняное изделие, которое еще не прошло через обжиг, и осторожно натереть его стенки твердым предметом, например деревянной или стальной палочкой, небольшим камнем или стеклянным флаконом. Глина на поверхности уплотнится, а также приобретет характерный блеск. Благодаря лощению после обжига изделие не будет пропускать влагу, а дополнительное покрытие глазурью ему не потребуется.

Из-за своей простоты технология лощения остается популярна до сих пор, претерпев лишь небольшие изменения (например, в качестве инструментов современные гончары используют металлические лощилки). Посуда, изготовленная таким способом, сохраняет естественный цвет материала, но при этом приобретает наряду с глянцевым блеском необычную фактуру. Лощение осуществляется штрихами, похожими на карандашные, а его тип зависит от того, как их наносит мастер. Обычно выделяют:

  • сплошное — штрихи накладываются как можно ближе друг к другу;
  • разреженное полосчатое (или сетчатое) — штрихи, как видно из названия, образуют отдельные или пересекающиеся линии;
  • небрежное — штрихи наносятся без какой-либо системы;
  • орнаментальное — формируется какой-либо рисунок.

Лощение требует от гончара сосредоточенности и аккуратности. Важно следить, чтобы штрихи покрыли всю выбранную часть изделия. Если в работе находится блюдо или тарелка, лощению обычно подвергается внутренняя поверхность, а при штриховке вазы или кувшина — внешняя. Чашки и миски можно залощить с обеих сторон. В некоторых случаях штрихуется отдельный участок — например, если керамист изготавливает изразец, лощение применяется только на выступающих деталях.

Гончары часто дополняют лощение другими техниками, которые также не требуют покрытия глазурью. Например:

  • Чернение. Во время обжига в качестве топлива используются коптящие материалы, из-за чего глина чернеет, а лощеные элементы получают сине-стальной блеск.
  • Молочение. После утильного обжига изделие вымачивают в молоке, а затем снова обжигают. Это позволяет еще сильнее повысить влагонепроницаемость, а также создать эффект старения.

Лощение относится к тем немногим технологиям гончарного дела, которые не удалось автоматизировать. Его до сих пор делают только вручную, разве что используют более современные инструменты. Из-за трудоемкости изготовления лощеная посуда стоит достаточно дорого, однако она сохраняет популярность, так как благодаря отсутствию глазури остается экологически чистой.

Как работать с лощением

Эта техника даст необходимый эффект, только если изделие, которое вы собираетесь лощить, находится в кожетвердом состоянии и еще не прошло утильный обжиг. Иными словами, глина должна подсохнуть и хорошо держать форму, не затвердев окончательно. Если начать лощение слишком рано, вы просто снимете инструментом верхний слой. Чтобы определить готовность изделия к работе, периодически проводите, например, стальной иглой по его дну. Когда станут появляться глянцевые полосы, можно приступать. Перед лощением рекомендуется увлажнить поверхность с помощью губки — так получится убрать лишние неровности и мелкие частицы. Однако важно помнить: некоторые глины слишком чувствительны к влаге и могут быстро размокнуть, поэтому стоит заранее протестировать черепки из выбранного материала.

Как только поверхность изделия станет влажной, сразу начинайте лощение. В качестве инструмента лучше всего подойдет металлический стек с шариком на одном конце и конусом на другом, однако, если такого нет, можно использовать толстую иглу, гальку или железную ложку. Инструмент должен быть гладким, не оставляющим на поверхности изделия лишних шероховатостей. Если вы хотите взять стек, постарайтесь выбрать тот, который изготовлен из ржавеющего металла — не такого хрупкого, как нержавейка и латунь.

В процессе лощения наносите штрихи быстрыми поступательными движениями, напоминающими штриховку карандашом. Старайтесь не нажимать слишком сильно, чтобы не повредить изделие. Кроме того, его рекомендуется поставить на подушку или ткань, чтобы внутри материала не усиливалось механическое натяжение. Лощение требует большой сосредоточенности и быстрой работы — нужно закончить до того, как изделие полностью высохнет. Накладывать штрихи можно как сплошным слоем, так и с небольшими промежутками, в зависимости от вашей задумки. Заранее будьте готовы к кропотливой работе — наилучший результат получается при использовании инструмента небольшого размера, например иглы. Примерное время, которое уходит на лощение сосуда объемом один литр, обычно составляет около часа, если подвергнуть процедуре нужно и внутреннюю, и наружную часть. Но, конечно, тут все индивидуально и зависит от многих факторов — скорости высыхания глины, размера инструмента, навыка мелкой моторики самого гончара. Если глина сохнет достаточно долго, а изделие не очень большое, можно успеть сделать два или три лощения: например, первое — крупным инструментом или ложкой, второе — металлическим стержнем, а третье — иглой. Тогда блеск изделия будет более выраженным, а поверхность станет еще плотнее, что повысит влагонепроницаемость.

Теперь нужно решить, проводить ли после лощения утильный обжиг. Он повысит прочность изделия, однако блеск, полученный в результате кропотливой работы, может пропасть. Поэтому попробуйте перед отправкой изделия в печь обжечь лощеный черепок того же материала. Результат покажет, как высокие температуры влияют на блеск его поверхности.

Если вам недостаточно одного лощения для реализации творческой задумки, можно использовать дополнительные техники. Например, проведите обжиг без доступа воздуха и, когда процесс будет подходить к концу, добавьте в печь смолистые сосновые дрова. В результате получится изделие ровного черного цвета. А если нужно, чтобы поверхность стала темнее натурального оттенка глины, но не почернела, воспользуйтесь техникой молочения. Опустите изделие в молоко после утильного обжига и, подержав его там некоторое время, высушите. Затем снова отправьте в печь, выставив температуру около 350 °C.

Впрочем, лощение и само по себе способно украсить изделие так, что дополнительные техники не понадобятся. Оно не требует особых навыков и достаточно простое в освоение. Приходите в мастерскую “Крути-Верти”, и на одном из наших мастер-классов вы сможете опробовать лощение при создании, например, изящной вазочки, кружки или подсвечника. Порадуйте себя или близких необычным подарком!