Реактивная (эффектарная) глазурь для керамики: основные особенности и способы применения

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Реактивная (эффектарная) глазурь для керамики: основные особенности и способы применения

Мастера-гончары могут иметь разные подходы к декорированию изделий. Одни ценят предсказуемость красителей и возможность вручную создавать мелкие детали, другие же предпочитают экспериментировать с цветом и фактурой. Реактивные глазури (их еще называют эффектарными) наверняка понравятся мастерам второго типа, ведь работа с ними всегда несет в себе элемент неожиданности. Сегодня расскажем, что из себя представляют эффектарные глазури и чем отличаются от других типов декоративных покрытий.

Отличительные черты реактивных глазурей

Эти глазури, как и обычные, производятся на основе кремнезема или другого стеклообразующего соединения, однако их главная особенность заключается в высоком содержании различных добавок (чаще всего оксидов металлов или солей), отвечающих за цвет и создание определенных эффектов — например, металлического блеска. Из-за высокой концентрации добавок на основе металлов при нагревании в печи эффектарные глазури могут вступать в реакцию как с материалом изделия, так и с другим слоем покрытия. В результате на поверхности формируются участки необычного цвета, живописные потеки, абстрактные узоры. Зачастую трудно заранее определить, какой эффект проявится при обжиге, поэтому перед гончарами открывается широкое поле для экспериментов. К счастью, несмотря на подобную непредсказуемость, реактивные глазури все же можно поделить на виды относительно типа покрытия, получаемого при нагревании. Так, выделяют:

  • Матовые глазури. Дают ровный тон при полной заливке изделия. Чаще всего их используют как основу, поверх которой добавляются глазури другого типа.
  • Глянцевые глазури. Могут наноситься сверху на матовые для придания изделию блеска. Образуют декоративные разводы и необычные цветовые переходы.
  • Металлики. Дополняют глянцевые и матовые, добавляя эффект золотого или серебряного блеска.
  • Кристаллические глазури. Часто наносятся тонким слоем на готовое покрытие, так как их цель — создание причудливого узора из кристаллов.

Для покраски изделия гончары обычно берут несколько эффектарных глазурей. Например, одну матовую, для создания ровного тона, глянцевую, которая будет нанесена на верхнюю часть и при контакте с матовой создаст необычный цвет, а также кристаллическую, чтобы добавить на поверхность россыпь блестящих “бусин”. Таким образом мы получим яркое изделие, имеющее ровный тон в нижней части, необычные переливы в верхней и абстрактный орнамент из кристаллов между ними.

Конечно, у используемых глазурей уже есть некий свой цвет (зеленый, синий, кофейный и т. д.), однако при реакции друг с другом они могут дать новые, неожиданно красивые оттенки и переходы. Гончары высоко ценят реактивные глазури, так как они:

  • позволяют создать уникальные изделия, так как цвета, узоры и фактуры могут отличаться в том числе и в рамках одной партии;
  • равномерно и плотно покрывают поверхность, что придает изделию аккуратный и привлекательный внешний вид;
  • имеют яркие и насыщенные цвета, переходящие в необычные оттенки и переливы после химических реакций;
  • отличаются высокой прочностью, благодаря чему покрытые ими изделия прослужат долгие годы, не теряя яркость и блеск;
  • не требуют специальных инструментов и особых техник — часто можно обойтись даже без кисти.

Однако при всей простоте нанесения эффектарные глазури весьма требовательны к режиму обжига и контролю состава. Неудачи, связанные с их использованием, как раз и случаются из-за небрежного отношения к этим параметрам. Однако порой из-за ошибок может получиться интересный эффект, который гончар захочет сохранить.

Техники нанесения

Работать с реактивными глазурями — значит понимать, что они не подходят для создания на керамике продуманных заранее рисунков и орнаментов. Из-за высокой потечности ими не получится нарисовать цветы а-ля гжель или ровно закрасить контур, нанесенный графитовым карандашом. Поэтому реактивными глазурями обычно полностью покрывают изделие — и иногда не один раз. Кроме того, они могут стать красивым фоном для надглазурных красок.

Есть несколько способов нанесения реактивных глазурей — они зависят от выбранного гончаром инструмента. Так, покрыть изделие можно с помощью:

  • Кисти. Она должна быть достаточно широкой и гибкой. Важно следить, чтобы мазки ложились ровно и между ними не оставались зазоры. Утолщений на стыках мазков также стоит избегать.
  • Полного погружения. Применяя этот метод, будет гораздо проще добиться ровного покрытия, чем при использовании кисти. Кроме того, потребуются только емкость для разведения глазури и инструмент для затирки, позволяющий убрать лишние потеки.
  • Распылителя. С его помощью легче всего контролировать толщину слоя глазури, наносимой на изделие, однако нужно правильно подобрать консистенцию, чтобы все прошло успешно.

Эффектарные глазури отличаются высокой потечностью, поэтому техник, подходящих для работы с ними, не так много. Основной является, конечно, обычное погружение изделия в емкость, заполненную глазурью. Так получится сформировать равномерный слой, на который можно будет, например, нанести рисунок красками или добавить еще одно покрытие для появления интересной реакции.

Когда на изделии уже есть слой реактивной глазури, гончары нередко переходят к технике мраморизации. При ее использовании на некоторые участки (например, верхнюю часть) наносится реактивная глазурь контрастного цвета, которая свободно стекает и формирует декоративные потеки. Иногда гончары делают так, чтобы по основе растекались сразу несколько глазурей. Тогда можно создать необычные художественные разводы.

Некоторые мастера дополняют полученный результат кракелюром (или кракле) — сетью декоративных трещин. Для подобного эффекта следует подобрать глазурь и глину таким образом, чтобы их коэффициенты температурного расширения значительно отличались. Подробнее об этом вы сможете прочитать в одном из наших предыдущих текстов.

Возможные дефекты

Эффектарные глазури крайне чувствительны к малейшим изменениям технологии производства и внешней среды, поэтому, чтобы изделие получилось красивым и прочным, важно следить за следующими параметрами:

  • Консистенция. Реактивные глазури сами по себе обладают высокой потечностью и, если развести слишком сильно, во время обжига стекут с изделия или выгорят.
  • Температурный режим. Часто именно от него зависит, какого цвета будет покрытие и как хорошо оно схватится. Из-за неправильного подбора температуры можно получить совсем не тот оттенок, который хотелось бы. Или же изделие покроется трещинами, не имеющими ничего общего с изящным кракелюром.
  • Состав. Когда самостоятельно вводите в глазурь новые добавки, обязательно тестируйте ее на отдельных плитках. Если этого не делать, можно нечаянно испортить готовое изделие, получив некрасивый цвет, отслоение покрытия или другой брак.
  • Толщина наносимого слоя. Если она будет слишком большой, глазурь отвалится, а если маленькой — выгорит. Толщина также определяет, какой цвет проявится в результате обжига.

Однако отличительная особенность реактивных глазурей заключается в том, что иногда даже при несоблюдении технологии получается интересный и красивый результат. Поэтому такой вид покрытия выбирают гончары, любящие эксперименты. Если тоже хотите попробовать создать изделие, покрытое глазурью ярких и необычных цветов, приходите в мастерскую «Крути-Верти». Изготовьте на мастер-классах уникальную вазу, стильную тарелку или изящную чайную пару, чтобы порадовать себя и близких!