В одном из предыдущих текстов мы рассказывали о цеке — трещинах, которые возникают на покрытии керамических изделий из-за ошибок при производстве. Однако это понятие нельзя путать с кракле, эффектом, которого гончары добиваются специально. Сегодня мы поговорим о том, чем кракле отличается от цека и как сделать так, чтобы на глазури изделия возникли изящные трещинки, формирующие причудливый узор.
Техника кракле: что это такое и чем отличается от цека
Еще примерно в VIII-IX веке китайские мастера заметили, что трещины на керамике порой выглядят очень даже красиво. Они начали экспериментировать с разными типами глазурей и глин — и постепенно создали метод декорирования, который, придя в Европу, получил название кракле (от английского crackle — треск).
Трещины, которые появляются на глазури во время применения этой техники, важно отличать от цека, являющегося заведомым браком.
Изначально кракле произошло от него, поэтому имеет такой же принцип возникновения. Если коэффициент теплового расширения (КТР) глазури выше, чем у глины, покрытие остывает быстрее, натяжение на поверхности изделия усиливается — и в результате образуются трещины. Как понять, в каком случае перед нами кракле, а когда — цек? Существуют следующие критерии:
- Характер возникновения. Цек появляется сам по себе из-за ошибок, совершенных гончаром. Например, он неудачно подобрал глазурь к глине, разница КТР оказалась слишком большой (например, более двух единиц) — и поверхность изделия потрескалась. Кракле, наоборот, является результатом осознанных действий. Гончар специально подбирал глазурь и глину по КТР так, чтобы в результате на покрытии возникли трещины. При этом он четко понимал, какой рисунок и на какой части изделия необходимо получить.
- Внешние признаки. Трещины-цек обычно бывают неровными и грубыми. Они не образуют цельный рисунок и часто похожи на толстые длинные разломы. Кракле, наоборот, выглядит как тонкая изящная сетка, равномерно охватывающая изделие или его часть. В этой технике важна гармоничность — если трещины слишком глубокие и хаотичные, у гончара все же получился скорее цек, чем кракле.
- Водопоглощение. У изделий, выполненных в технике кракле, оно должно быть максимально низким, чтобы в трещины глазури не попадала грязь и микроорганизмы. Если изделие с трещинами сильно впитывает влагу, есть пищу из него не рекомендуется. Для образования безопасного кракле на глазури опытные гончары советуют выбирать высокотемпературные глины и внимательно следить за тем, чтобы режим обжига в печи не менялся.
Стремясь получить красивое кракле, уделите значительное внимание подбору глазури. Ее можно попробовать замешать самостоятельно или приобрести в специализированном магазине. Прародителями глазурей для кракле являются изобретения китайских мастеров, такие как:
- Селадон. В основе его состава лежат карбонат натрия и оксид железа. Селадоновые глазури чаще всего имеют зеленый, белый, голубой или желтый цвет. Образуют изящную сеть тонких трещин. Применяются китайскими и японскими мастерами при создании пиал для чая и ваз.
- Жу Яо. Разновидность селадона, отличающаяся тем, что при ее использовании прозрачная глазурь на цветную сверху не наносится. Из-за этого изделия, покрытые жу яо, со временем “стареют”, а сеть трещинок становится ярче и выразительнее, что считается их достоинством.
Современные мастера могут как использовать рецепты своих предшественников, так и разрабатывать новые. Например, для получения эффекта кракле они нередко смешивают майоликовую глазурь с дейкстриновым клеем в разных пропорциях либо применяют растворы на основе белой эмали.
Стили кракле также пришли из Китая, поэтому имеют по-восточному поэтичные названия:
- Крыло цикады. Горизонтальные трещины, обычно достаточно длинные. Стиль получил свое имя из-за того, что кракле формировало узор, напоминающий сетчатые крылья насекомого.
- Рыбья чешуя. Трещины образуют квадраты и прямоугольники, переплетающиеся друг с другом.
- Потрескавшийся лед (другое название — снежное кракле). Этот стиль имеет наиболее хаотичные узоры, создаваемые множеством маленьких трещин.
Какой бы стиль ни выбрал керамист, он должен придерживаться ряда общих правил, благодаря которым изделие в технике кракле получится красивым и долговечным. О них дальше и поговорим.
Как работать в технике кракле
В первую очередь необходимо поставить перед собой конкретную задачу — какого именно узора вы хотите добиться? Будут ли трещинки еле заметными или, наоборот, яркими, какую форму они примут, в какой части изделия появятся? Выберите глину, оптимальную по своим свойствам для вашей работы, а затем замешайте глазурь так, чтобы ее КТР превосходил аналогичный показатель глины более чем на один пункт. При необходимости уточните нужное соотношение компонентов у опытного коллеги.
Во время работы с кракле точность очень важна. Если не уделить должного внимания химическому составу глазури, температурному режиму или процессу охлаждения, вместо изящного узора на выходе можно получить уродливый цек и, как следствие, испорченное изделие.
Далее мы приведем несколько примеров алгоритмов, позволяющих создать на глазури красивые декоративные трещины.
- Залейте водой декстриновый клей, дайте ему настояться в течение 2-3 часов, затем процедите. Замешайте раствор, включающий в себя 75% майоликовой глазури и 25% клея. Нанесите покрытие на изделие после первичного обжига. Поместите его в печь, разогретую до температуры не выше 920 °С. В результате обжига должна получиться равномерная сеть тонких трещин.
- В качестве первоначального покрытия используйте раствор из 80% черной глазури и 10% оксида меди. Нанесите его после первого обжига, а затем заново отправьте изделие в печь, выставив температуру 920-950 °С. Закончив второй обжиг, дождитесь, когда изделие из горячего станет теплым. Наложите слой раствора из 80% декстрина и 20% белой эмали. Емкость со вторым компонентом раствора не стоит сразу убирать — после подсыхания изделия эмаль нужно нанести в качестве третьего слоя. Постарайтесь не делать толщину слишком большой. Для последнего обжига выставите температуру 960°С. Если все сделано правильно, на черной глазури должен появиться “морозный узор” голубого цвета.
- После первичного обжига нанесите на изделие последовательно два слоя (толщина каждого — 0,5 мм): первый должен состоять из белой керамической эмали, а второй (накладываемый после высыхания первого) — из 70% майоликовой глазури и 30% декстринового клея. Когда оба слоя подсохнут, покройте их сверху дополнительной глазурью другого цвета. Температура обжига — 940-960°С. Образовавшееся кракле будет напоминать узор на панцире черепахи.
- Сделайте смесь из 80% белой эмали и 20% раствора оксида меди. Нанесите ее на изделие после первого обжига. Для второго выставите температуру на 920 или 950°С. Пока изделие будет подвергаться обжигу, смешайте новый раствор — из 75% декстрина и 25% белой эмали. Добавьте в него оксид меди в пропорции 1 чайная ложка на литр. Нанесите получившуюся смесь на горячее изделие и выберите для третьего обжига температуру 960°С. В результате поверхность вашей работы должна покрыться равномерным кракле и приобрести зеленый цвет.
Перед тем как применить одну из указанных технологий для создания законченного произведения, потренируйтесь на отдельных черепках. Так вы сможете найти идеальное соотношение компонентов для глазури и подберете глину, на которой кракле будет смотреться лучше всего. Специалисты обычно советуют при работе с данной техникой придерживаться следующих правил:
- Наносите глазурь с помощью аэрографа — так вы сможете лучше контролировать ее толщину и не повредите предыдущий слой.
- Располагайте изделие в печи так, чтобы оно находилось на расстоянии 10-15 см от нагревательных элементов. В противном случае глазурь может выгореть.
- Внимательно следите за температурой в печи во время обжига. Ее перепады изделию противопоказаны.
- Отключив печь, не вынимайте изделие сразу. Дождитесь момента, когда температура в ней опустится до 100-150°С. Однако если вы хотите, чтобы трещины на глазури стали более заметными, достаньте изделие из печи при температуре 200°С и побрызгайте на него холодной водой.
- Не увлекайтесь добавлением красителей. Чем их больше в глазури, чем ниже вероятность появления эффекта кракле.
Работа в этой технике несет в себе элемент непредсказуемости. Даже тщательно подготовившись, вы будете знать лишь примерно, каким окажется результат. Но если вместо кракле получился цек, не стоит расстраиваться. Вы всегда можете спросить совета, например, в мастерской «Крути-Верти». Мы проводим множество мастер-классов, на которых каждый получит возможность опробовать технику кракле на практике, создав стильную кружку, веселую миску или удобную баночку для хранения всяких вещиц. В результате вы не только порадуете себя или близких уникальным подарком, но и освоите новое интересное хобби!