Майолика: техника изготовления и особенности

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Майолика: техника изготовления и особенности

Люди, не знакомые с гончарным делом, нередко путают ее с фаянсом. На первый взгляд, сходство действительно немалое — и те, и другие изделия имеют светлую поверхность, а также покрыты ярким рисунком. Однако на этом общие черты заканчиваются. Фаянс неприхотлив и сейчас редко несет в себе художественную ценность. Изделия из него мы видим повсюду и используем каждый день. Рисунок на фаянсе чаще всего напечатан с помощью специального оборудования, а само производство поставлено на поток. Майолика же появилась для того, чтобы украшать интерьер и делать жизнь ярче, а ее создатели в своей искусности немногим уступают профессиональным художникам. Майоликовые изделия расписываются вручную, благодаря чему обретают особую красоту и выразительность. Сегодня мы поговорим о том, в чем заключаются особенности этой техники, а также как майолика повлияла на становление современной керамики и какое место в ней занимает.

Из истории майолики

Первые подобные изделия появились еще в Древнем Египте и Месопотамии. Позже технологию усовершенствовали арабы и часто использовали для изготовления декоративных плиток и посуды. Именно благодаря им майолика пришла в Европу — после завоевания Испании немало арабских мастеров переехало на новые территории. Они и привезли с собой технологии изготовления майолики. Одним из первых мест в Европе, где ею стали торговать, был остров Майорка, который подарил технике название.

Посещавшие Майорку итальянцы пришли в восторг от продававшейся там керамики, на белой эмали которой эффектно блестели яркие узоры. В XIV веке они переняли технологию у испанцев и уже к XV в. развили ее так, что майоликовые изделия превратились в подлинные произведения искусства. Раньше подобную керамику украшали в основном растительные и геометрические орнаменты, однако итальянцы стали изображать на майолике настоящие картины — портреты, пейзажи, бытовые сценки, религиозные сюжеты. Кроме того, они значительно расширили диапазон глазурей, подходящих для этой техники. К привычным желтому, синему и зеленому добавились новые цвета: кобальт, красный, коричневый, оранжевый, фиолетовый и другие.

На Руси майолику изготавливали с IX века, однако тогда ее использовали в основном для украшения церквей. Более массовой майолика стала только в XVII веке. На мануфактурах, открывшихся в Москве, Ярославле и других городах, начали применять эту технику для производства расписной плитки для обычных домов, посуды и изразцов для печей. Ярким примером русской майолики является известный всем гжель с его изящными синими узорами на снежно-белом фоне.

Основные особенности

Несмотря на многообразие разновидностей майолики, у всех изделий, выполненных в данной технике, есть ряд общих черт. Выделим главные:

  • Для майолики обычно выбирается глина, формирующая при застывании пористый черепок. Раньше гончары использовали только натуральные материалы, однако сейчас в них вводят синтетические добавки для повышения прочности.
  • Перед вторым обжигом все изделие (либо его внешняя сторона) покрывается толстым слоем белой эмали.
  • С помощью цветных глазурей наносится яркое изображение. Керамист может работать как в монохромной, так и в полихромной технике. Важно, чтобы перед применением цветных глазурей он четко понимал, какой рисунок хочет получить. Майолика не терпит ошибок — допущенную неточность устранить уже не получится. Нанесение глазурей мастера обычно начинают с закрашивания тех участков, где будут находиться цветные элементы изображения. Только после этого рисуется контур — черный, серебристый или, например, золотой. Сложность изображений в майолике варьируется: керамисты создают на поверхности изделий как простые абстрактные орнаменты, так и предметные многофигурные композиции. Объединяет их яркость цвета (чаще всего это синий, зеленый, желтый) и рельефность.
  • После нанесения рисунка и второго обжига изделие покрывается слоем прозрачной глазури для закрепления изображения. Далее следует третий обжиг.

Работа в технике майолики не подходит для начинающих керамистов, так как требует большой сосредоточенности и точности. Кроме того, она сопряжена с рядом рисков. Например, некоторые глазури при обжиге меняют цвет, и, следовательно, есть вероятность, что готовый результат будет отличаться от задумки мастера. Поэтому, перед тем как взяться за создание изделия, важно продумать до мелочей рисунок, а также протестировать глазури на отдельных черепках.

Виды майолики

Ослепительно-белые плитки и предметы быта, покрытые сочными узорами, полюбились жителям многих стран. Керамисты каждой из них старались передать в майолике особенности национального колорита — и благодаря этому появлялись все новые виды росписи и техники изготовления. К наиболее ярким стилям относятся:

  1. Арабская майолика (зуляйдж). Ее отличительной чертой является преобладание симметричных орнаментов с растительными мотивами, а также геометрических узоров. Кроме того, на изделиях в стиле зуляйдж часто изображались каллиграфические элементы. Для придания майолике особого блеска, близкого к золотому или серебряному, использовалась технология люстрирования — нанесения на слой глазури покрытия на основе оксидов металлов.
  2. Майолика Испании и Португали (азулехос и азулежу). Эти направления во многом переняли техники арабских мастеров, однако привнесли в них новые сюжеты и решения. Так, кроме растительных и геометрических орнаментов, на плитках и посуде стали появляться изображения животных и людей, а также витые элементы, свойственные стилю барокко.
  3. Майолика Италии. Именно эта страна превратила декоративную технику в настоящее искусство. Итальянские мастера разработали новые глазури на основе цинка (ранее покрытие для майоликовых изделий изготавливалось из олова), расширили цветовую палитру за счет множества оттеночных сочетаний. Именно они одними из первых стали писать на керамических изделиях настоящие картины — те нередко оказывались искусными копиями работ мастеров-живописцев и известных граверов. Также итальянцы создали на основе античной живописи новый вид орнаментов — гротески, сочетающие в себе декоративные элементы с изображениями предметов быта, людей и животных (чаще всего мифических).
  4. Майолика Голландии (делфт). Стиль получил свое название благодаря городу, который стал центром производства керамических изделий. На делфтской майолике чаще всего изображались различные бытовые зарисовки с участием людей и животных, морские пейзажи, батальные сцены. Характерная черта стиля — использование геометрических фигур, тюльпанов и виноградных лоз для обрамления основной композиции. Цветовая гамма варьировалась: первоначально голландские мастера работали в полихромной технике, однако из-за влияния китайской керамики они постепенно перешли к монохромным сочетаниям белого и кобальта.
  5. Русская майолика (гжель). Для нее характерны изящные орнаменты, включающие в себя изображения растений, цветочных узоров, птиц и мифических существ. В качестве основных цветов используются синий и голубой — благодаря белому фону и отсутствию в композициях острых углов они придают гжели особую легкость. Еще одной отличительной чертой русской майолики является сочетание подглазурной и надглазурной росписи. В данной технике одни элементы композиции наносятся на изделие до покрытия глазурью, а другие — после.

Сейчас, когда мастера из разных стран активно общаются и перенимают опыт друг друга, нередко можно увидеть смешение нескольких стилей (например, использование каллиграфических элементов, свойственных зуляйдж, в гжели).

Майолика до сих пор остается актуальным направлением в керамике. Она обогатила ее яркими красками и доказала, что изделия из глины, не относящиеся к фарфору, тоже могут становиться настоящими произведениями искусства. Мастера-керамисты продолжают создавать яркую посуду и плитку для украшения частных владений и общественных зданий.

Майолика в современном мире

Керамические изделия, созданные с помощью этой техники, сейчас нередко используются для оформления интерьеров. Благодаря разнообразию цветовых вариаций майолика сочетается со многими существующими стилями. Так, для строгой классики подойдут плитка и посуда, выполненные в монохроме (гжель или делфт), а если вы хотите оформить свою квартиру или дом в соответствии с восточными или средиземноморскими традициями, лучше выбрать более яркие варианты (итальянскую майолику или зуляйдж).

Майоликовая плитка достаточно прочная, устойчива к влаге и перепадам температур, а также обладает хорошей огнеупорностью. Благодаря этим качествам ее включают в отделку каминных зон, фартука кухни, ванной, прихожей.

Посуда из майолики часто не подходит для ежедневного использования, однако может служить отличным украшением интерьера гостиной, офиса или кафе. Кроме того, элементы, выполненные из майоликовой керамики, неплохо смотрятся на различной мебели и других предметах окружения — журнальных столиках, зеркалах, рамках картин.

Из-за особенностей изготовления и ручной росписи настоящая майолика стоит сейчас достаточно дорого, однако в магазинах можно приобрести ее дешевые аналоги — керамическую плитку и посуду, выполненную по упрощенной технологии, но с рисунком в таком же стиле.

Изготовление майолики вручную — достаточно трудоемкий процесс, требующий точности и художественных навыков. Всего одна ошибка, лишний мазок или кривая линия могут привести к тому, что изделие будет безнадежно испорчено. Если вы хотите создать, например, яркую вазочку или чашку с росписью в майоликовом стиле, приходите в мастерскую «Крути-Верти». Наши мастера помогут выбрать рисунок и воплотить его на изделии. На мастер-классах от «Крути-Верти» вы сможете изготовить изящный набор столовых предметов, тарелку с надписью, чайную пару и многое-многое другое, повторив яркий орнамент майолики. Мы постараемся сделать все, чтобы процесс творчества доставил удовольствие, а результат украсил дом или рабочее место в офисе.