Жгутовая техника в керамике

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Жгутовая техника в керамике

Первые керамические изделия люди начали создавать еще до изобретения гончарного круга. Так родились техники ручной лепки, позволяющие изготавливать практичную и вместе с тем красивую посуду. Многие из них применяются современными гончарами, несмотря на то, как далеко шагнул прогресс. Сегодня мы поговорим о ленточно-жгутовой (или просто жгутовой) технике лепки из глины, которая пришла из глубин веков, но до сих пор пользуется популярностью.

История техники и ее особенности

Первые изделия, созданные с помощью глиняных жгутов, которые укладывались друг на друга, появились примерно за шесть тысяч лет до начала нашей эры. Эта техника долго оставалась актуальной — например, в Древней Греции с ее помощью изготавливали кувшины для вина и воды (пифосы). Часто размер сосудов приближался к двум метрам, и поэтому у гончаров не получалось использовать станок для их формования. Жгутовая техника, наоборот, позволяла создавать кувшины любого размера. Так, в огромном пифосе даже жил Диоген — бочкой «дом» философа назвали из-за ошибки перевода.

Глиняные жгуты для производства керамики использовали не только греки — похожие методы применяли жители Средней Азии, Кавказа и Африки. С появлением новых, более практичных способов хранения продуктов и напитков (где не требовались кувшины) жгутовая техника перешла в разряд декоративных, но не исчезла окончательно. Современные гончары нередко используют ее на различных мастер-классах, чтобы участники смогли проявить фантазию и создать изделия самых неожиданных форм. К плюсам жгутовой техники относят:

  • Доступность. Новичкам не потребуются особые инструменты — во многих случаях достаточно коврика для лепки (или ткани), стека и кисти.
  • Развитие мелкой моторики рук. Она задействуется при скатывании глиняных жгутов и соединении их друг с другом.
  • Медитативность. Необходимо внимательно следить за тем, как ложатся жгуты — это помогает освободиться от лишних мыслей.
  • Большой простор для фантазии. Техника позволяет свободно экспериментировать с размерами и формами. В ней можно создавать посуду, вазы, подсвечники, статуэтки, шкатулки и многие другие предметы.

Кроме того, изделия из глиняных жгутов слабо деформируются при обжиге и сушке, а их стенки имеют равномерную толщину. К минусам же можно отнести то, что необходимо постоянно следить за скреплением составных элементов — если между глиняными жгутами останутся зазоры, изделие потрескается. Также следует работать достаточно быстро, пока глина на воздухе не затвердела.

Как создается керамика из жгутов

Гончару потребуется пластичная глина, а также жидкая разновидность этого материала — шамот. Из инструментов обычно нужны стек, кисть с жестким ворсом, ткань и иногда мягкая губка. Некоторые мастера в дополнение к ним используют турнетку и гипсовую форму, чтобы получить ровное изделие.

Вся работа осуществляется с помощью жгутов из глины. Они бывают самыми разными — так, при изготовлении больших напольных ваз диаметр одного может достигать 7-8 см. Для создания более миниатюрных форм достаточно толщины в 1-2 см, как у карандаша или пальца.

Жгуты из глины рекомендуется накрутить заранее, а потом упаковать в целлофан, чтобы они не затвердели. Толщину следует сделать примерно одинаковой — если на глаз это трудно осуществить, помогут специальные ограничители.

То, как гончар применит жгутовую технику, зависит от типа будущего изделия.

Если создается что-то «закрытое» — ваза, чайник, фигурка

В первую очередь нужно изготовить донышко — обычно для этого раскатывают небольшой кусочек глины. Его толщина должна равняться примерно 4 см. Затем на донышке по краям делаются насечки — они требуются, чтобы глиняные жгуты лучше закрепились. Сверху насечки промазываются шликером, нанесенным на кисть. Пока слой шликера не застыл, на него выкладывается первый глиняный жгут там, где будут стенки изделия. Чтобы донышко лучше скрепилось с ним, в месте соединения (изнутри изделия) стоит проложить дополнительную глиняную колбаску. Следующий жгут выкладывается на самый первый по принципу спирали. Перед наложением каждого нового жгута важно не забывать промазывать поверхность предыдущего шликером для лучшего сцепления. Шликер также используется, когда нужно скрепить концы двух жгутов.

По мере наложения одного жгута на другой следует разглаживать глину с внутренней стороны изделия — так, чтобы после завершения лепки оно стало гладким изнутри и лишилось зазоров, способных пропускать влагу.

Важно, чтобы жгуты плотно прилегали друг к другу, однако они не обязаны лежать ровно. Часто гончары изгибают их, создавая на поверхности изделий завитушки, цветы или волны. Главное следить, чтобы в получившихся изгибах не образовывались щели. В крайнем случае их рекомендуется аккуратно прикрыть круглым кусочком глины. Таким образом, изнутри работа гончара получится гладкой, а снаружи сформируется выпуклый рельеф. Его при желании можно заровнять, однако гончары редко это делают.

Если создается «открытое» изделие — например, тарелка

Здесь требуется не так много шликера, а узорам уделяется значительно больше внимания — некоторые их части даже изготавливаются заранее. Работа также начинается с дна изделия, однако есть один нюанс — в случае с «открытой» посудой и другими подобными предметами нужно взять не раскатанный кусочек глины, а уже готовый декоративный элемент, например спираль. Чтобы изделие получилось более ровным, ее располагают на гипсовой форме, после чего подсоединяют другие части — например, волны из жгута, которые окружат центральную спираль и станут донышком миски. Для их присоединения шликер не понадобится. Волны сверху обхватит круговой жгут — он отделит донышко от стенок, которые сформируются из добавленных по периметру завитков. Еще один жгут расположится по кругу на завитках и завершит миску. Если необходимо, между завитков можно вставить дополнительные кусочки глины, которые устранят зазоры и углубления. Теперь нужно затереть внешнюю сторону так, чтобы она стала ровной, без рельефа. Для этого используют вначале стек, а затем губку и пальцы. Узор из завитков останется внутри тарелки или другого «открытого» изделия. С внешней стороны на донышко можно добавить с помощью шликера дополнительный жгут глины, чтобы придать изделию устойчивость.

Какой метод вы бы ни выбрали, изделие потребуется медленно просушить под пакетом, а затем обжечь при температуре 900°C. После этого оно обычно покрывается глазурью и проходит через второй обжиг, при 1000°C. Чтобы освоить жгутовую технику, а также другие методы ручной лепки, приходите в мастерскую «Крути-Верти». Здесь мы научим вас азам работы с глиной, а также поможем вылепить блюдо-черепаху, тарелку с цитатой, баночку-гранат и многое-многое другое.