Какие есть виды глазури для керамики?

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Какие есть виды глазури для керамики?

Создание качественных керамических изделий невозможно без одного из важных этапов — нанесения глазури. Именно она придает керамике красивый блеск и индивидуальный оттенок, а также делает ее водонепроницаемой. Глазурь представляет собой готовое стекловидное покрытие или же порошки и суспензии, из которых оно готовится. В Древней Руси это покрытие носило название полива. Чтобы приготовить ее самостоятельно, мастер должен обладать определенными знаниями и навыками, однако сейчас можно и без лишних заморочек купить в магазине уже готовый состав с необходимыми свойствами и характеристиками. С помощью этой статьи мы устроим вам небольшую экскурсию в мир разнообразных глазурей и расскажем, как выбрать материал, наиболее подходящий под вашу задумку и имеющийся опыт в гончарном деле.

Классификация глазурей

Ранее мы уже описывали, из чего состоит фритта, которая является основой для приготовления глазури, и как происходит сам процесс изготовления. Поэтому сейчас расскажем про виды глазурей, выделяя определяющие факторы. Итак, данные покрытия разделяются по:

  • прозрачности на глухие (эмали) и прозрачные (флюсы);
  • составу на борно-цинковые, свинцовосодержащие и бессвинцовые;
  • строению на нефриттованные сырые и фриттованные спеченные;
  • блеску на матовые, промежуточные и глянцевые;
  • температуре розлива на тугоплавкие и легкоплавкие;
  • по декоративной структуре на простые и эффектарные;
  • окраске на бесцветные и цветные.

Основные характеристики глазурей

  • Химический состав. Важнейшая характеристика, которая влияет на физические свойства покрытия на изделии. Мастер без опыта вряд ли сможет узнать о свойствах глазури, имея перед собой только перечень химических элементов из состава, поэтому кратко расскажем о них. К веществам, вредным для здоровья человека, относятся свинец, кадмий и барий — глазури с ними в составе лучше не использовать для изготовлении посуды. В роли модификаторов (веществ для изменения свойств) выступают оксиды натрия и калия, кальк, оксид лития и стронция, а окрашивающими веществами являются оксид никеля, оксид железа и оксид кобальта.
  • Потечность. Этот показатель определяет вязкость глазури в расплавленном состоянии. Если мастер хочет добавить интересный рельефный эффект на свое изделие, то ему потребуется материал с низкой вязкостью. А вот для простого покрытия стоит взять глазурь с высокой вязкостью, чтобы облегчить процесс нанесения и исключить ее стекание на плиту.
  • Интервал обжига. По этой характеристике можно узнать диапазон температур, при котором осуществляются наиболее важные для обжига процессы. Для плавления глазури требуется температура, примерно равная той, которая необходима для созревания фарфора. При ней газы проходят через частицы глазури, благодаря чему вероятность появления дефектов сводится к нулю. Температуры обжига ниже заданного диапазона приводят к появлению пузырьков, рябизны, непроплава, вызывают возникновение неправильного цвета или же чрезмерной матовости. Покрытия, которые имеют такие дефекты, именуются недожженными. При температурах выше заданного диапазона на изделии могут появиться трещины, неправильный цвет, матовость глянцевой поверхности или наоборот.
  • Термическое расширение. Этот коэффициент (КТР) определяет относительное расширение единичного объема при увеличении температуры на 1 градус. Мастер должен обратить внимание не столько на сам показатель, сколько на его соотношение с коэффициентом для поверхности (керамики). Паутина из трещин не появится, если КТР глазури будет немного ниже КТР поверхности. Но иногда такой эффект, наоборот, нужен, так как является частью декора и творческой задумкой гончара. Измерить КТР на практике слишком сложно, поэтому следует ориентироваться на химический состав глазури. Для повышения коэффициента стоит добавить оксид меди, а для понижения — кварцевый песок или каолин.
  • Цвет. Нужный цвет достигается не только за счет окраски самой глазури — он зависит и от поверхности черепка, среды приготовления глазури и ее температуры обжига. А прозрачная полива может стать основой для создания цветной.
  • Прозрачность и заглушенность. Значение этого показателя мастер подбирает согласно своему видению готового изделия. Под прозрачной глазурью будет хорошо просматриваться фактура керамики, но при этом полива не обязательно должна быть бесцветной — возможна колеровка разными цветами.
  • Глянец. После нанесения глазури поверхность будет иметь ту или иную степень шершавости. Гладкая и отражающая свет называется глянцевой, а матовая напоминает побелку. Сейчас популярны шелковисто-матовые глазури, так как на них не остаются отпечатки, а водонепроницаемость сохраняется.
  • Согласованность. Эта характеристика является собирательной и проявляет себя в таких показателях как: адгезия (плотность сплавления с поверхностью) глазури к покрытию глиняной поверхности; сокрытие мелких дефектов; отсутствие трещин в результате действия согласованностей КТР, о которых мы писали выше. Идеальный показатель согласованности обычно достигается при глазуровании фарфора, так как для него глазурь становится будто бы продолжением поверхности.
  • Фактура. С помощью фактурных глазурей на поверхности изделия можно добиться таких эффектов как трещинки, пятнышки и рельеф, а также создать разнообразные узоры. Хоть фактура и относится к характеристикам покрытия, она зависит не только от состава, но и от техники заливки.
  • Твердость. Эта характеристика очень важна для конечного результата, так как востребована для многих изделий. Например, при наличии твердого покрытия поверхность кухонной утвари не будет царапаться металлическими приборами. Достигнуть высокой твердости можно при помощи определенного химического состава, а также при соблюдении технологии, исключающей появление в готовой глазури мелких пузырьков.

Основные характеристики порошков и суспензий, предназначенных для изготовления глазурей

  • Величина помола. Характеризует размер гранул порошка или частиц суспензии. Выражается в процентах, показывая соотношение мелких частиц основной массы к попавшим в глазурь крупным. Значение данной величины чаще всего находится в пределах от 0,10 до 0,15 %.
  • Устойчивость к оседанию. Качественные глазурные суспензии должны быть устойчивы к оседанию. Кроме того, они обладают определенной влажностью, благодаря которой могут долго не оседать и при этом хорошо размешиваться.
  • Срок хранения. Глазурные порошки чаще всего хранятся бесконечно долго, а жидкая глазурь может осесть или начать каменеть. Но при правильном хранении такое редко случается.

Уверены, что с помощью нашей статьи вам будет проще определиться с покупкой глазури, необходимой для творчества. А если вы еще совсем новичок в гончарном деле, то стоит посоветоваться с профессионалами. Такая возможность есть у посетителей мастер-классов «Крути-Верти»! Опытные мастера не только ответят на все ваши вопросы, но и помогут на любом этапе изготовления изделия, если вам это потребуется.