Обжиг керамики по технологии раку

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Обжиг керамики по технологии раку

Церемония чаепития для японцев — настоящий ритуал с многовековыми традициями. В культ возводится не только процедура угощения чаем, но и используемая посуда — чаши раку. Это самый распространенный и в то же время необычный тип японской керамики, возникший в XVI веке. В статье мы поделимся историей его создания, а также расскажем об обжиге раку. 

История создания керамики раку

Традиции чаепития возникли в Японии в IX веке, но сами церемонии проводились по китайским правилам, так как были заимствованы из этой страны. Только к XII веку у них появились японские черты. В эпоху Момояма (1573-1615 гг.) философия чайной церемонии окончательно сформировалась — и именно тогда, во второй половине XVI века, родилась керамика раку, во многом благодаря переменам, произошедших с подачи чайного мастера Сэн Рикю. А создал ее Танака Тёдзиро, предки которого уже несколько столетий делали необычные чайные чаши, не применяя гончарный круг. Посуда получалась немного неровной и олицетворяла собой не только философию дзен-буддизма, но и эстетику ваби-саби. Правитель Японии Тоётоми Хидэёси даровал мастеру именную печать «раку», обозначающую «радость» или «наслаждение», ставшую фамильной. Семья Раку и в наше время продолжает создавать керамику, сохранив традиции и аутентичную технологию.  

Толстостенные ассиметричные чаши с неровным краем лепились вручную в мастерской, которая была расположена в Киото. Лишняя глина (около 70% от заготовки) удалялась после формовки с помощью специального шпателя. Этот способ сильно отличался от изготовления изделий на гончарном круге и подчеркивал индивидуальность мастера.

Было два основных вида чаш раку:

  • Черные. Изготавливались из красной пористой массы, обжигались при температуре до 1000 °C и покрывались черной свинцовой глазурью, содержащей железо.
  • Красные. Для их изготовления нужна температура от 1150 до 1200 °C и бесцветная глазурь.

Особенность создания чаш раку в том, что они извлекались из печи в момент достижения самой высокой температуры и резко охлаждались на воздухе. Из-за этого их поверхность становилась бугристой. Примечательно и то, что дом Раку осуществлял только штучное производство, так как использовались очень маленькие печи, в которые помещалось от одной до четырех чаш.

Гораздо ближе к современности технология так называемого европейского раку, появившаяся в конце XX века и распространившаяся на весь мир. Она была изобретена керамистом Полом Солднером после того, как он прочитал книгу Бернарда Лича «The Potters Book». Автор отучился в Японии и в своей работе рассказал о керамических традициях этой страны. Солднер хоть и оставил название «раку», но не сохранил первоначальную технологию, сильно переосмыслив ее идею.

Когда в Японии запретили промышленные печи на твердом топливе, технология раку стала применяться гораздо реже, но небольшие изделия все еще делают. Художники-керамисты со всего мира любят раку за необычные эффекты глазури и глубину цвета, напоминающую о просторах вселенной с россыпями звезд и невероятным сиянием галактик. Кроме того, шоковый эффект от быстрого охлаждения дает многократно усиленную текстуру кракле.

Таким образом, только этим способом можно создать керамику с глубоким и сочным цветом, в которой сочетаются искрящиеся вкрапления металлов, выраженная фактурная поверхность и простота формы.

Технология обжига и глазури, используемые для раку

Этот обжиг выделяется тем, что сам процесс очень увлекателен, а результат непредсказуем. Расскажем про основные этапы:

  1. Создание эскиза. Если у вас нет своих идей, можно найти работы для вдохновения. Не стоит переживать, что случайно скопируете — даже одинаковые по форме изделия будут разными, так как раку обжиг другого мастера невозможно в точности повторить.
  2. Лепка. Учитывайте, что работа должна поместиться в печь, которая может быть небольшого размера. Сильно тонкие и выпирающие части лучше не делать, так как их можно повредить, когда потребуется вынуть щипцами изделие и разместить. В качестве материала для своей работы советуем использовать шамот или глину с добавлением целлюлозы — они способны выдержать резкие перепады температур, а специальную японскую глину для раку в России найти невозможно, увы.
  3. Обжиг на утиль. Начинайте лепку как минимум за 2 недели до него, так как обжиг займет сутки или более.
  4. Декорирование. Можно сделать заранее в студии или же непосредственно перед обжигом. Подойдет любая глазурь, но для получения металлического блеска, характерного для  этого обжига, стоит выбрать специальные раку-глазури или же покрытия с металлами в составе. 
  5. Обжиг. Расставляем работы в газовой или дровяной печи (электрическая не подойдет, так как спирали в ней «боятся» открытого воздуха). Все они могут не уместиться, тогда придется выждать час-полтора после извлечения первой партии и уже потом запустить второй обжиг.
  6. Декорирование во время вынимания из печи. В этот момент можно быстро создать узор на расплавленной глазури с помощью льняных веревок.
  7. Размещение изделия в баке с опилками. Вместо них могут быть использованы листья, крупы, песок или что-то другое — задача наполнителя задымиться и перекрыть кислород для реакции восстановления. 
  8. Извлечение из бака. Достаньте изделие после прекращения дымления (через два часа, например) или раньше — все зависит от вашей творческой задумки. Можно вообще не помещать работу в бак, чтобы произошло полное окисление.
  9. Мытье. Для удаления следов горения и раскрытия блеска металлов изделие нужно промыть в воде с мылом или другим средством.    

Если вы планируете работать в технике раку, постарайтесь сохранить баланс между естественностью и браком. Трещинки и неровности должны выглядеть эстетично, в соответствии с вашим представлением о конечном виде изделия, но при этом не мешать эксплуатации. Это не так уж просто, но в итоге восторг от работы компенсирует все трудности и волнения, возникающие в процессе ее создания! Считается, что изготовление керамики раку облагораживает мастера — процесс требует существенных усилий, и в нем участвуют сразу 4 стихии: земля смешивается с водой, затем посуда обжигается огнем и охлаждается на воздухе. Технология обжига раку достаточно сложна и вызывает трудности даже у опытных керамистов. Если вы новичок в гончарном деле, стоит начать с более простых техник. Так, в мастерской «Крути-Верти» есть интересные мастер-классы, на которых можно научиться азам изготовления керамики. Наши гости создают красивые и полезные в быту вещицы, например стильные чайные пары или милую тарелку-медузу. Приходите и вы, чтобы отдохнуть душой и сделать что-то интересное и полезное для себя!