Техники нерикоми и нерияги

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Техники нерикоми и нерияги

Изделия, выполненные в этих техниках, вызывают неподдельный восторг, что не удивительно — так называемая «агатовая керамика» поражает эффектным смешением цветов. Родиной нерикоми и нерияги считается Япония, а в Италии есть свое название такой керамики — «millefiori» или «тысяча цветов» (оно появилось благодаря схожести этих техник с одноименным способом создания изделий из стекла). В статье расскажем про их особенности и опишем последовательность действий при изготовлении чудесной керамики из цветной глины.

История создания

Дадим немного информации о том, в каких странах техники нерикоми и нерияги получили большее развитие. Примерно в 2000 году до н.э. в Египте создавались амулеты и фигурки из смеси цветных глин. Их цвет обычно варьировался от темно-зеленого до светло-голубого за счет смешивания оксида меди с разноцветными материалами. 

В Китае же в 618-907 гг., когда правила династия Тан, гончары с помощью ручной лепки и гончарного круга создавали при низкотемпературном обжиге глиняные изделия с живописными узорами и свинцовой глазурью. А мастера династии Сун (960-1127 гг.) несколько веков пользовались другим методом: творили интересные узоры из пластинок и различных по форме элементов, окрашивая получившийся фарфор оксидом железа.

В начале XX века Япония позаимствовала у Китая методы работы с цветными глинамии на их основе создала техники нерикоми (練り込み) и нерияги (練上手). А во времена движения Мингэй (в 1920-х гг.) такую керамику привезли в Европу и Америку. Целью этого движения было возрождение национальных ремесел и их глубокое изучение, а у его истоков стоял искусствовед Янаги Мунэеси. Кроме гончарного дела традиционная классификация Мингэй включала в себя живопись, скульптуру, каллиграфию, ткацкое и красильное дело, а также способы обработки таких материалов, как дерево, кожа, бумага, металл и бамбук. 

Издавна известна и техника millefiori, появившаяся в Италии и подарившая миру немало шедевральных изделий из стекла. Если скорректировать ее, «миллефиоре» будет применима и для изготовления керамики из жгутов, имеющих в сечении нужный узор. Следует раскатать разноцветные глины в тонкие пласты и соединить их послойно, а затем разрезать. Так удастся получить толстые цилиндры с желаемым рисунком в сечении. Далее нужно вытянуть их и разрезать на маленькие фрагменты, из которых и будет состоять будущее уникальное изделие. 

Японская керамика, созданная из разноцветных глин, встречается среди работ мастеров различных эпох. Но относительно недавно техники нерикоми и нерияги снова стали популярны: работы Юсуке Аида, известного японского скульптора, заинтересовали публику и вызвали море восторгов в конце XX века. И это неудивительно — лаконичный дизайн и природная фактура такой керамики притягивают внимание и всегда актуальны.

В настоящее время особенно знаменит мастер техники нерикоми Эйдзи Мурофуси из Фудзиномии, постоянный член Японской ассоциации ремесел, который в 2006 году основал мастерскую «Fiori». В ней он не только создает чудесные изделия, но и проводит мастер-классы для желающих. 

Изготовление керамики в техниках нерикоми и нерияги весьма замысловато — нужны специальные навыки и знания, но при желании научиться может каждый! Ниже расскажем о них подробнее.  

Технология создания керамики

Опишем один из способов применения техники нерикоми. Она отличается от нерияги лишь тем, что изделие формируется вручную, а не на гончарном круге.

  • Подготовка глины. При соединении цветных слоев не должно быть швов и трещин, поэтому в первую очередь нужно хорошо увлажнить глину. Для ее приготовления советуем добавить воду в емкость с керамической массой и оставить на неделю для впитывания, а затем перебить руками.
  • Смешивание. Найдите белую глину подходящего качества, сделайте в ней углубление, а затем добавьте туда красители (пигменты или оксиды). Интенсивность цвета полученной массы будет зависеть от их количества. Можно смешать два разных оттенка, чтобы получить интересный результат. Влейте достаточное количество воды для увлажнения красителя, а затем перемешивайте, пока масса не окрасится равномерно. Можно смешать красную и белую глину, но только в том случае, если у этих материалов совпадают коэффициенты усадки.
  • Подготовительный процесс. Нарежьте тонкие пласты из неокрашенной и цветной глины, а затем соедините их и скрутите вместе с обоих краев для получения двойной спирали. Используйте для работы пластиковую поверхность или влажную ткань — так вы сможете предотвратить высыхание. Соедините две спирали гладкими сторонами для получения центральной части изделия. Чтобы добавить в рисунок полосы, сложите цветные и неокрашенные пласты глины, чередуя их, а затем разрежьте пополам. Постучите заготовкой из спиралей по столу, чтобы она стала квадратной и плоской со всех сторон, а затем добавьте к ней по бокам полосатые узоры и хорошенько прижмите. Для обозначения границы рисунка оберните получившуюся заготовку тонким пластом глины, окрашенным во второй выбранный цвет, и постучите ей по поверхности, периодически поворачивая разными сторонами. Так части заготовки лучше соединятся, и ее останется только нарезать. Если планируете использовать получившиеся кусочки на следующий день, уложите их между влажных полотен ткани и накройте пластиком.
  • Создание изделия. Раскатайте пласт глины и разместите на нем резанные кусочки с рисунком, а когда материал подсохнет, раскатайте еще. Советуем вытирать скалку после каждого проката, чтобы потом не исправлять нарушенный рисунок. Края пласта приподнимите, чтобы создать форму тарелки, или оставьте как есть, если планировали сделать подставку.

При создании цветных глин и работе с ними стоит использовать респиратор и перчатки, чтобы обезопасить себя.

Изготовление керамики в техниках нерикоми и нерияги требует кропотливого труда, но получившиеся изделия чаще всего не требуют дополнительного декорирования. При желании можно добавить рельефные прорези, узоры с помощью печати или покрыть поверхность цветной глазурью, чтобы сделать цвета более глубокими и добиться блеска.

Если вы мечтаете попробовать вылепить изделие в необычной японской технике или же стремитесь создать нечто не менее уникальное, но боитесь, что в процессе появятся «подводные камни», приходите в мастерскую «Крути-Верти». Наши мастера предварительно проконсультируют вас и помогут исправить ошибки, если они вдруг появятся. Также можно принять участие в увлекательных мастер-классах, чтобы изготовить тарелку-монстеру, «говорящую» кружку или баночку-гранат!