Техника сграффито в керамике

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Техника сграффито в керамике

Эта разновидность декорирования, созданная более четырех тысяч лет назад, и сейчас активно используется художниками. Ее название образовано от итальянского слова «graffiare» (процарапать), которое, в свою очередь, позаимствовано из греческого языка — «γράφει» переводится как «писать». Древние художники заметили, что рисунки в технике сграффито устойчивы к климатическим условиям, благодаря чему сохраняются на долгие годы. Создавались они следующим образом: на основу (керамическое изделие, холст, кирпичную стену) слоями наносились кроющие разноцветные материалы (штукатурка, краска), а на самом верхнем из них выполнялся рисунок путем процарапывания по контуру и раскрытия внутренних слоев. Сграффито не стоит путать с мозаикой или росписью, да и к рельефным техникам оно не относится, так как толщина слоев менее 1 см. В статье расскажем, как этот метод  сформировался, и опишем его основные принципы.  

История возникновения и развития сграффито на керамике

Эта техника зародилась еще во времена античности, а в средние века стала очень популярна. Древние мастера использовали ее для украшения сосудов из глины, о чем говорят найденные при раскопках образцы, которые сохранились со времен Древней Греции и племен Латинской Америки. Керамические вазы, созданные около четырех тысяч лет назад, вы сможете увидеть в крупных исторических музеях. 

Официальной родиной сграффито принято считать Италию — техника распространилась там в XIV-XVI веках. Итальянских мастеров довольно часто приглашали в другие страны, поэтому такая разновидность декорирования стала популярна во всей Европе и до сих пор пользуется там успехом, причем по большей части в архитектуре, хотя изначально применялась только в керамике. Мастера заметили, что метод сграффито практичен и идеально подходит для внешней отделки помещений, делая ее долговечной и неповторимой. Для украшения фасадов на цементную основу наносили слой белой штукатурки и выполняли по ней рисунок. В результате получались бело-серые изображения с декоративными орнаментами, бытовыми сюжетами или мифическими героями, некоторые из которых до сих пор можно увидеть на зданиях в странах Европы. 

Интерес к технике возрос с новой силой в начале XX века, причем не только в странах Запада, но и в СССР, где ей тоже нашлось применение. На фасадах советских зданий изображали космонавтов, спортсменов, образы рабочего и колхозницы, активных комсомольцев — некоторые из них сохранились до наших времен. Внешний вид современных городов сильно изменился — на смену декоративным украшениям фасадов пришли более дешевые покраска и остекление. Поэтому сграффито постепенно перебрался в частный сектор и внутрь помещений — там с помощью этого метода изображения создаются не только на стенах, но и на потолках.  

Основные принципы технологии сграффито

Первое, что стоит сделать — определиться с образом, который ляжет в основу композиции, а также с используемыми цветами (как минимум двумя или тремя для более глубокого эффекта) и их последовательностью. Для создания декорирования нужно поочередно наносить слои краски или штукатурки друг на друга, предварительно просушивая предыдущие, за счет чего постепенно начнет образовываться объемный рисунок. Слои могут быть неоднородными, с наполнителем или фактурными, а по самому верхнему непросушенному будет процарапан рисунок. Толщина слоев всегда не более 1 см, а чаще всего и вовсе незаметна невооруженному глазу.  

Сграффито выглядит богато и изысканно за счет применения натуральных оттенков и концентрации красящего пигмента, увеличенной в десять раз, если сравнивать с обычной росписью. Не стоит забывать о том, что пигмент должен быть устойчив к различным средам, особенно если предстоит работать со штукатуркой. Для получения различных оттенков можно использовать следующие соединения и материалы: охру — для коричневого и желтого, мумие — для красного, ультрамарин — для синего, перекись марганца — для серого, оксид хрома — для ярко-зеленого. А если необходимо уменьшить стоимость работы, увеличить интенсивность окраски и получить большой выбор цветов, стоит обратить внимание на искусственные красители. Также учитывайте, что после высыхания оттенок станет менее насыщенным.   

Для декорирования методом сграффито изделий, полученных в ходе лепки или работы на круге, нижний слой нужно сделать темнее последующих. Если же он белого цвета, техника называется контрсграффито. 

Есть множество способов реализации сграффито, от выбора которых и будут зависеть как удобство работы, так и характерные черты декорирования:  

  • Резьба по сырому или кожетвердому. Способ удобен тем, что в ходе него можно нанести любой ангоб — как глинопесчаный, так и флюсный. Поверхность получится мягкой, благодаря чему сочетать сграффито с текстурированием первого слоя гораздо удобнее. Также к плюсам относится и высокая скорость реализации этого способа, благодаря которой его часто используют на однодневных мастер-классах или в работах, требующих быстрого завершения. Но есть и небольшие недостатки: появление неровностей в ходе прорисовки тонких линий и смазывание цветов во время снятия верхнего слоя областями. 
  • Процарапывание по сухому (сырцу). Этот способ достаточно популярен, так как при его реализации не нужно спешить и есть возможность детально проработать композиции и отдельные элементы. Флюсный ангоб, усиливающий сцепление, наносится на высохшую поверхность изделия или на кожетвердую заготовку, а процарапывание мастер осуществляет уже после высыхания основы. Удобно, что набросок рисунка можно сделать простым карандашом, избегая вмятин от нажима — он без следа выгорит в печке. Недостатком способа являются сколы по краям рисунка, которых можно избежать, если слегка увлажнить ангоб при помощи пульверизатора. 
  • Гравирование по утилю. Этот способ выбирают мастера, которые имеют отличные навыки в графическом рисунке. Результат получается впечатляющим: за счет создания тончайших линий изделия украшают объемные и дышащие изображения. В работе рекомендуется использовать только флюсные художественные ангобы хорошего качества, чтобы обеспечить идеальное сцепление с поверхностью. Что касается цветовой гаммы, то здесь стоит брать активные темные оттенки — это позволит достичь плотного цвета даже при тонких слоях, так как толстые при гравировке будут сильно откалываться. Учитывайте, что процесс работы достаточно сложен, ведь процарапывать придется прочную керамику.         

Сфера применения сграффито весьма обширна: эту технику используют для украшения фасадов домов, внутренней отделки помещений, создания картин и декорирования керамики. Если вы тоже хотите применять ее на керамических изделиях, советуем как можно больше практиковаться. Тонкие линии должны выглядеть аккуратно и эстетично, в соответствии с вашим представлением о результате. Это не так-то просто, но в итоге удовольствие от работы компенсирует все возникшие трудности. В мастерской «Крути-Верти» как раз проводятся интересные мастер-классы, на которых можно научиться азам декорирования керамических изделий. Наши гости создают очень красивые и стильные вещицы, например тарелки с любимыми цитатами, кружки, как из Pinterest и подсвечники в технике ручной лепки. Приходите и вы, чтобы с головой погрузиться в творческий процесс и забрать домой что-то уникальное и эффектное!