Этот процесс может показаться новичку простым — легко решить, что достаточно оставить изделие в теплом месте или специальном шкафу и ждать, пока не уйдет вся влага. На самом деле сушка керамики таит в себе немало подводных камней, да и у гончаров-любителей далеко не всегда есть специальное оборудование, обеспечивающее быстрое и равномерное высыхание. Если не учесть все возможные нюансы, работа гончара может потрескаться или полностью расколоться. Сегодня расскажем, как проходит сушка изделий из глины и почему ей важно уделять внимание.
Глина — пористый материал. Он легко пропускает влагу, которая остается между частицами, обеспечивая гибкость и пластичность. Эти качества необходимы, чтобы придать изделию определенную форму, однако, когда работы завершены, они уже не требуются. Теперь керамика должна затвердеть, для чего ей и нужна сушка.
В ходе такого процесса влага, содержащаяся в глине, по капиллярам поднимается к поверхности, а затем испаряется. Благодаря этому частицы материала сцепляются друг с другом и образуют плотную структуру. Происходит усадка — ее величина зависит от того, как много влаги было в материале. Чаще всего изделия из глины усаживаются где-то на 5-7% по сравнению с первоначальным объемом. Если сушка прошла успешно, лишняя влага уходит из пор и испаряется, а глина становится устойчивой к внешним воздействиям.
Выделяют три стадии высыхания:
То, как именно пройдет процесс сушки керамического изделия, зависит от следующих факторов:
Как мы видим, есть много моментов, без учета которых керамика может потрескаться. Чтобы это не произошло, важно придерживаться определенной технологии сушки керамических изделий. О ней далее и поговорим.
Профессиональные мастера используют специальные шкафы, в которых можно выставить температуру сушки. Однако далеко не у всех, кто пробует себя в изготовлении керамики, есть доступ к такому оборудованию. Равномерно высушить изделие получится и более простым способом — оставьте свою работу на некоторое время в теплом помещении без сквозняков. Для размещения лучше всего подойдет открытый стеллаж. Если его полки выполнены из необработанного дерева, дополнительная подставка изделию не потребуется. В противном случае рекомендуется использовать подложку из фанеры или гипса, небольшой поддон по типу паллеты или слой газеты. Главное, чтобы поверхность, на которой будет стоять изделие во время сушки, не прилипала к глине — пластик и стекло не подойдут. Некоторые мастера одновременно с изделием изготавливают подставку из того же материала, чтобы они вместе проходили усадку.
Важно уделить внимание температуре в помещении. В большинстве случаев будет оптимально, чтобы она равнялась где-то 25-35°С. При постоянной температуре из этого диапазона сушка займет 5-7 дней. Постарайтесь, чтобы в помещении не было сквозняков, а на изделие не попадали прямые солнечные лучи. Если воздух станет слишком сухим (20-30%), его следует слегка увлажнить.
Убедившись, что в помещении установилась оптимальная температура и влажность, подготовьте изделие к размещению на подставке. Если его ничем не прикрыть, влага с поверхности быстро испарится, а та, что останется внутри, уже не сможет подняться вверх по капиллярам. Из-за этого возникнут деформации или трещины при обжиге. Чтобы высыхание было более равномерным, накройте изделие пакетом, полиэтиленовой пленкой, газетой или стеклянным колпаком. Также некоторые части рекомендуется обернуть защитным материалом отдельно. Например:
Некоторые виды изделий недостаточно просто обернуть пленкой, тканью или газетой. Так, плоские поделки и плитки нужно отправлять под пресс, чтобы они не деформировались. Для этого вначале положите на подставку ткань или салфетку, а потом изделие. Накройте его другим куском ткани или бумаги, а сверху разместите фанеру. Ее тяжесть не позволит вашей работе потерять форму. Также при подготовке к сушке обратите внимание, не является ли изделие выгнутым (например, как черпающая часть ложки). Если оно относится к такому типу, расположите его на губке, которая легко примет нужную форму. В противном случае выпуклая часть может стать более плоской, чем нужно. Губку также можно подкладывать под детали, которые способны отвалиться при сушке.
Итак, изделие размещено на подставке и надежно накрыто, а его выступающие элементы отдельно «запакованы». Начинается процесс сушки. Когда пройдет где-то 12 часов с ее старта, проверьте состояние изделия. Все ли его части сохнут равномерно? Это будет понятно по цвету — чем он темнее, тем больше в глине влаги. Если вы заметите, что какой-то элемент сильно светлее других, оберните его дополнительной пленкой. А в случае, когда, наоборот, некая часть изделия слишком влажная, ее лучше оставить без лишней защиты. Особое внимание следует обращать на нижнюю часть, которая часто толще стенок и сохнет медленнее. Чтобы сушка шла равномерно, изделие стоит периодически переворачивать дном вверх и обратно.
Сохнущее изделие нельзя оставлять без присмотра — проверяйте его состояние один или два раза в день. Следите за тем, равномерно ли проходит сушка, и в соответствии со своими наблюдениями принимайте меры (добавляйте/убавляйте целлофан на отдельных элементах, переворачивайте вверх дном и т. д.). Пакет (кусок пленки, газеты и т. д.), полностью закрывающий изделие, следует снимать только когда все части работы приобретут один цвет — то есть равномерно подсохнут. Но если такой баланс снова нарушится, изделие всегда можно накрыть снова.
К сожалению, даже внимательное отношение к сушке не поможет, если на более ранних этапах были допущены определенные ошибки. Поэтому чтобы при сушке или обжиге не появились трещины или деформации, постарайтесь придерживаться следующих правил:
Во время сушки изделию требуется не меньше внимания, чем при формовании или обжиге. Упустите, что отдельные участки сохнут неравномерно — и брака не избежать. Если вы интересуетесь гончарным делом и хотите создать красивое изделие, но боитесь, что оно потрескается при сушке, смело приходите в мастерскую «Крути-Верти». После того как вы изготовите, например, блюдо-медузу, копилку-ананас или стильную кружку, наши мастера проследят, чтобы работа высохла по всем правилам, а после обжига порадовала своей красотой.