Как отличить керамику ручной работы от фабричных изделий?

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Как отличить керамику ручной работы от фабричных изделий?

Приходя в магазин наподобие «Ашана», мы видим множество красивых тарелок, кружек, мисок. Порой рука так и тянется купить понравившуюся посуду. И правда — фабричные изделия, продающиеся в крупных торговых сетях, аккуратно сделаны, у них нет сколов и неровностей, а рисунок нанесен идеально. Да, они не уникальны, но вполне способны порадовать своего владельца. Однако иногда нам хочется чего-то особенного — такую вещь, которой нет у других. В этом случае на ум приходит авторская керамика, более дорогая, зато яркая и необычная. Выбирая ее, нужно быть внимательным — нередко недобросовестные продавцы выдают за посуду ручной работы типовую фабричную штамповку. Пользуясь тем, что покупатель не может увидеть разницу, они накручивают цену и наживаются на его неосведомленности. Сегодня мы расскажем о том, как не попасться на уловки таких мошенников и точно определить, была ли керамика изготовлена на заводе или вручную.

Чем фабричная керамика отличается от авторской?

Когда мастер-гончар приступает к созданию изделия, он выбирает одну из множества техник — лепку жгутами, скульптурное декорирование, формование на гончарном круге или другую, менее распространенную. Объединяет их одно: работа вручную, благодаря которой глина и обретает нужный облик. На фабрике подобный подход был бы неэффективен, ведь там выпускаются партии из сотен и тысяч единиц. При таких объемах невозможно быстро создать с нуля и расписать вручную каждое изделие, поэтому на гончарных производствах применяют технологию литья:

  • Специальная гипсовая форма заполняется шликером (сметанообразным раствором глины), влага из которого через некоторое время впитывается в ее стенки. Глина на поверхности формы затвердевает, и для получения готового изделия остается только подвергнуть заготовку сушке.

Эта технология помогает получить, например, идеально круглую тарелку или кувшин, у которого толщина стенок будет равномерна как у горлышка, так и у основания. Техники ручной формовки не позволяют добиться такого результата, однако при их использовании изделия обретают индивидуальность за счет своих несовершенств.

То же касается и нанесения глазури. На производстве этот процесс автоматизирован и осуществляется на основе определенных стандартов, из-за чего заводская керамическая посуда вся как на подбор имеет ровный цвет, покрывающий ее полностью, без проплешин. Однако если перед нами результат ручной работы, глазурь будет распределена неравномерно. Гончары нередко пользуются этим, превращая несовершенства в способ декорирования. Так же и с трещинами на глазури — на производстве они недопустимы, но нередко становятся украшением авторской керамики.

С рисунком на глазури похожая ситуация. При изготовлении керамики вручную мастер наносит его специальной кистью, а на фабриках используется лазерная печать или же менее дорогостоящая технология, деколь. Так называется особое переводное изображение, лист с которым прикладывается к поверхности изделия. На глазури остается нужный рисунок, который закрепляется последующим обжигом.

Ручная керамика требует полной отдачи, скрупулезной работы и индивидуального подхода, благодаря чему приобретает художественную ценность, по которой превосходит основную массу фабричных изделий. Но если рассматривать ее практичность, не все так однозначно. С одной стороны, из-за особенностей обжига керамика ручной работы становится более прочной, чем фабричная, а также легче переносит перепады температур. Однако ее покрытие может оказаться более хрупким, а выбранные глазури — опасными для организма. Такие изделия украсят интерьер, но для приема пищи не подойдут. Заводская керамика же, наоборот, создается при соблюдении строгих норм и требований — с нее в еду обычно не попадают вредные химические соединения.

Как отличить керамику ручной работы от фабричной?

Для этого придется проявить внимательность при выборе, а также применить следующие рекомендации:

  • Посмотрите, какие еще изделия стоят в магазине или на прилавке рядом с тем, которое заинтересовало. Если они как две капли воды похожи на него, перед вами точно не ручная керамика. Только при использовании типовых форм можно добиться полного сходства.
  • Проверьте, есть ли у изделия небольшие изъяны. Мы сейчас говорим не о браке, а о наличии разного рода шероховатостей на поверхности, отсутствии симметрии, неровном окрашивании и любых других признаках, нарушающих гармонию. В большинстве случаев подобные несовершенства в целом не повлияют на потребительские качества. При создании керамики вручную мастер может оставлять их, если устранение погрешностей способно привести к ухудшению внешнего вида. А на фабриках любые изделия, не соответствующие строгим стандартам, признаются испорченными.
  • Обратите внимание на рисунок, покрывающий изделие. При ручной работе он наносится кистью, благодаря чему можно разглядеть отдельные мазки. В случае с печатью или деколью такого эффекта не будет — при поднесении лупы к изделию вы увидите маленькие точки краски, формирующие изображение.
  • Загляните во внутрь изделия. Если оно выполнено на гончарном круге и покрыто глазурью только снаружи, вы увидите концентрические кольца шириной до 0,5 мм. Они образовались во время формования вручную.
  • Слегка постучите по изделию, стоящему на твердой поверхности. Если перед вами ручная работа, оно издаст глухой звон. Посуда с фабрики менее звучная.

Нередко бывает так, что керамика ручной работы стоит слишком дорого, однако стать обладателем уникального изделия все равно хочется. Почему бы тогда не попробовать самим его создать? Приходите в мастерскую «Крути-Верти» — и на одном из мастер-классов вы сможете изготовить веселую миску, фигурную вазу или яркую “говорящую” чашку. Наши мастера помогут придать изделию красоту и уникальность, а вы интересно проведете время и освоите новое увлекательное хобби!