Эта древнейшая техника декоративной отделки широко применяется мастерами, так как в ней используются достаточно простые, но одновременно оригинальные и остроумные приемы. Характерный узор, состоящий из гребенцов, получается в результате взаимодействия пера или острой палочки с каплями ангоба. В статье расскажем, как зародилась фляндровка, и опишем ее технологию.
Фляндровка, как техника декорирования, имеет очень богатую историю. Можно утверждать, что она если и не зародилась, то точно была развита на территории славянских государств. А вот сама идея смешения цветов возникла в Древнем Египте. Именно там стеклодувы украшали поверхность нагретого стекла разноцветными стеклянными нитями, которые потом прочесывали специальной гребенкой и обкатывали. В результате на изделии появлялся узор из ярких волнистых полосок. Эту технологию взяли на вооружение гончары и начали украшать поверхность глиняных черепков линиями из разноцветного ангоба, которые затем прочесывали и обжигали в печи.
Судить о центрах зарождения фляндровки можно по археологическим находкам, часть которых дошла до нас в своем первозданном виде. Например, на территории Киевской Руси были найдены черепки с разноцветными волнистыми полосами, возраст которых около десяти столетий (X-XII вв н.э.). Фляндровка была своеобразной визитной карточкой народного искусства керамики не только России, но и таких стран, как Болгария, Румыния и Украина. Несмотря на то, что техника ангобирования была довольно единообразной, результаты фляндровки в каждой из культур сильно различались. Мастера вносили в декор собственные изменения, в итоге которых получались не только волнистые линии, но и различные по форме и размерам черточки и кружочки. Специальных приспособлений для фляндровки не требовалось, поэтому она осталась почти такой же и в настоящее время.
Перед тем как украшать изделие поставьте его на турнетку или гончарный круг. А ангоб нанесите с помощью резиновой груши или другой калячницы, сделав прямые или волнистые линии в тех местах, где планируете получить фляндровочный рисунок. Обратите внимание на то, что нужно наносить краску, еле касаясь изделия, так как глина находится в незастывшем состоянии.
Если хотите изобразить разноцветные линии, стоит выбирать контрастные цвета. Проведя первую основную полосу, нанесите дополнительные, а также нарисуйте разнообразные кружочки и спирали. Если сделать различную толщину линий, рисунок станет еще интереснее. Далее художник работает при помощи деревянной рогульки — Г-образной палочки с заостренным концом. Направление ее движения будет зависеть от того, какого размера само изделие. Если керамика крупная, для формирования декора разрешается смазывать линии поперек их расположения. Можно водить рогулькой как периодично и монотонно, так и делать смешение с определенным периодом. Если нужен более изящный узор, возьмите вместо нее тонкую проволоку или зубочистку. В старину мастера и вовсе использовали заячьи усы, для удобства вставленные в кусок глины, получая некое подобие кисти.
Качественный результат скорее всего получится не сразу — нужны определенные навыки. Во-первых, следует «набить руку», так как даже малейшая неточность ваших движений может испортить рисунок — фляндровочные полосы будут неравномерными. Во-вторых, стоит научиться хорошо работать с ангобами, выполняя работу без промедления. Это важно, так как застывший ангоб не обладает должной «растяжкой» — способностью втягиваться в другие ангобы.
Есть и другая техника фляндровки — накатывание слоев ангоба друг на друга, не касаясь поверхности при этом. Для ее реализации керамику ставят на подставку с выпуклой частью, которая напоминает своеобразный горб. А затем при помощи легкого подергивания управляют тонкими полосками ангоба. Покачивание изделия в нужном направлении будет продолжаться до тех пор, пока мастер не получит желаемый результат.
Конечный декор зависит и от состава и способа приготовления ангоба. Если он сделан на основе табачных листьев, то при попадании на поверхность керамики образует красивый рисунок в виде кружев.
Сфера применения фляндровки весьма обширна, но не безгранична. Например, в архитектурной керамике ее используют редко, так как технику удобно использовать при росписи тел вращения, а на плоских поверхностях уже затруднительно. Так что здесь фляндровка обычно применяется только при декорировании концентрических форм — колонн, архитектурных вставок, балясин. Также она встречается в обрамлении картин. А вот в гончарной керамике фляндровка применяется весьма широко. С помощью этой техники ангобирования можно украшать посуду различной высоты — как вазы, так и блюда.
Если вы планируете применять фляндровку для декорирования, постарайтесь как можно больше практиковаться. Полоски из разноцветных ангобов должны выглядеть эстетично, в соответствии с вашим представлением о конечном виде изделия. Это довольно сложно, но в результате восторг от работы компенсирует все трудности, возникающие в процессе ее создания! Технология фляндровки достаточно сложна, если вы совсем не имеете опыта в ней. Поэтому советуем начать с более простых техник. В мастерской «Крути-Верти» есть увлекательные мастер-классы, на которых можно научиться азам изготовления керамических изделий. Наши посетители создают красивые и полезные в быту вещицы, например баночки с ушками или рожками, миски-совушки и уютные чайные пары в виде тыковок. Приходите и вы, чтобы отвлечься от повседневных забот и сделать что-то красивое и милое!