История русского фарфора

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
История русского фарфора

После налаживания регулярных торговых отношений с Китаем фарфор сразу же завладел вниманием европейцев. Изначально изделия из этого материала были исключительно привозными и стоили невероятно дорого. К середине XVIII века они уже вошли в моду и стали не только предметом коллекционирования, но и обязательным атрибутом домов аристократов из Западной Европы. Фарфоровые статуэтки и посуда воплощали изысканную эстетику китайского стиля (шинуазри) и рококо, увидеть их можно было в кунсткамерах и уникальных китайских зданиях — так называемых «чайных домиках» (например, в замке-дворце саксонских курфюрстов Пильниц).

В самой Европе гончары производили только изделия из красной или серой глины в белой оловянной глазури, с росписью из обжигающихся красок — так называемую майолику. А создатели делфтских фаянсов пытались воссоздать нечто похожее на восточные изделия при использовании более грубого материала. Однако несмотря на все старания, раскрыть секрет производства белого фарфора получилось только в 1710-х годах у Иоганна Бёттгера из Саксонии (Майсена).

Как в Россию пришел фарфор?

Пётр I отчаянно пытался узнать, как китайские мастера производят изделия из изящного материала, и с этой целью отправлял своих агентов в Китай, Голландию и Саксонию. Но его попытки не увенчались успехом. Пока производство тонкостенной керамики никак не налаживалось, великий реформатор покупал множество заграничной посуды из фарфора и фаянса, чтобы преобразить русский быт.

В конце XVII века гжельские умельцы начали создавать изделия из белой глины с покрытием из разноцветной глазури и красочной росписью, которые при всей своей красоте все же уступали фарфору с Запада и из Китая. В 1724 году в Москве случился прорыв — Афанасий Гребенщиков открыл завод по производству майолики с росписью по сырой эмали, где в конце 1730-х годов начали изготавливать не только курительные трубки и изразцы, но и посуду, которая поставлялась самой Елизавете Петровне. Страстно желая иметь собственный фарфор, в 1744 году императрица поручила барону Черкасову установить надзор за порцелиновой мануфактурой, строившейся на берегу Невы. Для ее создания был заключен договор с арканистом Гунгером, который ранее работал с Иоганном Бёттгером и имел неплохой опыт в организации фарфоровой мануфактуры. По инициативе Черкасова помощником Гунгера назначили Дмитрия Ивановича Виноградова, который учился несколько лет вместе с самим Ломоносовым и изучал минералогию во Фрайбурге. Молодой человек подошел к делу экспериментально и , в отличие от Гунгера, не стал полагаться на готовые иностранные рецепты. Дмитрий ставил опыты, а затем сравнивал результаты и записывал данные в журнал. Таким образом, к концу 1746 года при использовании гжельских белых глин, алебастра и олонецкого кварца в сочетании с обжигом 600-900° С он получил фарфор удовлетворительного качества. А после покрытия изделия глазурью провел второй обжиг при 1400° С. Сложность состояла в том, что было необходимо сохранить чистоту технологического процесса и защитить белоснежный фарфор от продуктов горения. В процессе совершенствования технологии Виноградов вносил результаты опытов в журнал, используя особый шифр. Глину для создания фарфоровых предметов делали в Гжели и в виде брусков доставляли на мануфактуру, а мельницы для подготовки смеси компонентов и печи для обжига молодой мастер конструировал самостоятельно. Во время поиска лучшей технологии создания фарфора Виноградова часто постигали неудачи, за что Черкасов приказывал лишать его жалованья и бить плетьми.

В 1749 году первым живописцем на мануфактуре стал мастер Иван Черный, с которым работали его сыновья и внуки. Несмотря на все старания и трудолюбие, его постигли те же наказания, что и Виноградова.

Первые фарфоровые изделия на порцелиновой мануфактуре создавались с подражанием металлической посуде, а в 1752 году начали делать и фигурки в виде людей и животных. Первый период в истории производства носит название «виноградовский», а до нашего времени сохранилось всего девять уникальных по стилю изделий мастера, отмеченных его личной маркой (W).

Трагическая судьба создателя русского фарфора

Дмитрий Виноградов родился в 1720 году в Суздале. В начале 1730-х парень познакомился с Ломоносовым, когда отец отправил его на учебу в Москву. Несмотря на довольно большую разницу в возрасте, они подружились и вместе обучались разным наукам не только в России, но и заграницей. После обучения в московской академии Дмитрий в числе ее лучших студентов отправился учиться в Санкт-Петербург, а затем и в Германию, для освоения горного дела. По возвращении на родину парень отлично сдал экзамены Берг-коллегии, получил высокую похвалу от ее президента В.С. Райзера и чин бергмейстера, обязывающий руководить работами на руднике.

Выше мы уже описали непростой путь создателя русского фарфора, состоявший из проб и ошибок. Казалось бы, в результате получения идеальной технологии он должен был утопать в наградах и роскоши, но все сложилось иначе. При жизни мастер не получил ничего и жил в нечеловеческих условиях. Чиновники запретили выпускать мастера с завода, так как опасались, что он раскроет посторонним рецепт своего открытия. Дошло даже до того, что Виноградова приковали к печи. В итоге мастер сильно ослаб, заболел и тосковал по своей семье. Тяжелая жизнь великого человека оборвалась в 38 лет.

Самая большая коллекция русского фарфора

Недавно состоялось открытие выставки «Народности России. Культурный код нации», где представлена беспрецедентная по своему масштабу серия, включающая в себя более чем 100 изделий работы мастеров Императорского фарфорового завода.

Перед 300-летием дома Романовых император Николай II выступил с инициативой выпуска серии фигур народностей Российской империи, которая теперь считается самой большой в истории русского фарфора и изначально включала в себя 400 скульптур. После работ по отбору в ней оставили 73 народности в национальных костюмах — 146 женских и мужских фигур. Скульптором, выпустившим уникальную по масштабу и глубине проработки серию, был назначен Павел Каменский, работавший при участии ведущих этнографов.

Ознакомиться с масштабной коллекцией русского фарфора можно в Тверском государственном объединенном музее, а чтобы пополнить свою домашнюю коллекцию керамики, приходите в гончарную мастерскую «Крути-Верти»! У нас на мастер-классах вы сможете вылепить чудесные новогодние игрушки, любую кружку из Пинтереста и даже стильную миску для своего любимого питомца. Мы обеспечим вас всеми необходимыми материалами и инструментами, а также поможем создать вещь, о которой вы мечтаете — давайте творить вместе!