Техника пастилаж

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ СОЗДАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ - И УЧИМ ЭТОМУ ВАС!
Техника пастилаж

На посуде часто можно встретить красивый выпуклый рисунок, который так и хочется потрогать. Он наносится на изделие с помощью техники рельефного декорирования под названием пастилаж. Суть в том, что на еще влажную поверхность с помощью ангоба или шликера накладывают декор из глины с почти таким же составом. Иногда пастилаж могут назвать рожковой техникой, что не совсем верно. Он выполняется по рельефной поверхности, а рожковая — по ровной. В статье подробно расскажем про пастилаж и керамику, создаваемую с его помощью.   

Исторические данные

Слово пастилаж произошло от французского pastillage, имеющего несколько значений, одно из которых — лепной коллаж из сырой глины с последующим креплением на поверхность керамики. Толковый словарь языковеда Дмитрия Ушакова дает похожее определение — скульптурное произведение из обожженной и вручную размятой глины. 

Известный русский художник конца XIX века Максимилиан Кириенко-Волошин описывал сразу две разновидности техник пастилажа. Первая выполнялась при помощи закрытого сосуда с носиком и небольшим отверстием сверху, которое мастер прикрывал пальцем для того, чтобы регулировать процесс вытекания жидкой глины на изделие и создавать декор. Во второй технике была задействована чашка с носиком, с помощью поднятия и опускания которого регулировалась скорость вытекания и толщина струйки жидкости. 

А в XX веке в Академии архитектуры были приняты уже несколько отличные рекомендации по росписи в технике пастилажа. Сначала в формах из металла, глины или дерева изготавливалась керамика из шамота или майолики. Затем поверхность, на которую планировали нанести декор, заливалась ангобом и немного высушивалась. И только после этого создавался рисунок. В ходе декорирования допускалось производить легкие нажимы большим и указательным пальцами, прорисовывать карандашом мелкие детали, после чего уже пипеткой создавались линии и штрихи.

Что нужно для техники пастилаж?

Набор достаточно простой — никаких премудростей. 

  1. Керамическое изделие, которое будем украшать. Оно должно быть в кожетвердом состоянии — не пересушите! В нем изделие при постукивании издает более звонкий звук, а след от оставленной царапинки будет глянцевым.  
  2. Ангоб или шликер. Последний можно приготовить из специального глиняного порошка, который продается с инструкцией по разведению, или же сделать в домашних условиях путем замачивания и настаивания глины в воде. Ангоб же отличается составом (содержит природные цветные глины или оксиды металлов, а иногда еще кварцевый песок или флюс) и по консистенции напоминает гуашь.  
  3. Калячница — приспособление для декорирования керамики. В качестве нее можно использовать грушу, спринцовку, пипетку, конус из плотной бумаги, флакон с носиком или насадкой, шприц без иглы. Объем калячницы может быть любым — главное, чтобы он устраивал мастера.

Современная техника пастилажа

Этот способ декорирования достаточно прост. Сначала мастер вставляет в носик резиновой груши стеклянную трубочку или гусиное перо и погружает его в ангоб или шликер, сжимая саму грушу. При разжимании в нее набирается содержимое для декора, с помощью которого и создается рисунок или орнамент. Современные мастера не всегда используют именно грушу — рожок с наконечником или конус из плотной бумаги тоже будут удобны для процесса творчества. 

Если нужны круговые ровные линии, можно задействовать гончарный круг или турнетку, предварительно зафиксировав изделие. Главное не забывать, что сам черепок должен быть определенной влажности, чтобы рисунок не отклеился. Тогда даже в процессе обжига он сохранит первоначальную форму и станет идеальным украшением изделия.  

Сегодня, как и в далеком прошлом, изящная ручная роспись считается одной из самых сложных работ. Хороший мастер должен виртуозно владеть калячницей, так как нанесенный ей рисунок очень сложно подправить. Важно и верно определить необходимую густоту шликера или ангоба: густой состав способен затвердеть в носике инструмента, а жидкий — растечься и совсем не держать форму. Рекомендаций и идеального рецепта, увы, нет — все индивидуально и зависит от характеристик первоначальной глины. А методом проб и ошибок работают даже гончары самого высокого уровня, так что не бойтесь экспериментировать.

Если вы планируете создать рисунок из точек, понадобится более густой материал, нежели для изображения завитков и линий. В случае, когда масса была слишком жидкая и точка начала растекаться, то не торопитесь стирать ее. Пусть подсохнет — и уже потом можно будет убрать излишки ножом или стеком.

Ручной труд — сложный процесс. Именно поэтому хендмейд-изделия не стоят дешево. Но зато имеют массу преимуществ перед промышленным производством, например — возможность воплотить даже самые необычные пожелания заказчика. Каждое изделие выполнено в индивидуальном стиле — повторить невозможно!   

Работать в технике пастилаж достаточно просто даже начинающим керамистам, но только если более опытные мастера снабдят их ангобом или шликером подходящей густоты. Материалы также можно заранее приобрести в специализированном магазине и развести по инструкции, как мы указывали выше. Так что даже у новичка получится создавать красивые и необычные работы. Если вы захотите научиться рисовать замысловатый декор, приходите в мастерскую «Крути-Верти»! Под чутким руководством наших мастеров можно изготовить тарелку-медузу, вазу-птенчика, кружку-печальку и многое другое. Порадуйте себя или своих близких чудесным подарком!